Госкомпаниям могут запретить закупки роскоши
Предложенные меры могут не сработать, опасаются экспертыЗакупки роскоши государственными компаниями и естественными монополиями нужно ограничивать, но не так, как будет работать нормирование госзакупок, заявил вчера премьер Дмитрий Медведев: правительство даст поручения своим представителям в советах директоров вынести эти вопросы на рассмотрение, чтобы каждая компания приняла такие внутренние документы. Руководитель проекта Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За честные закупки» Антон Гетта предложил распространить на госкомпании систему нормирования.
Нормирование госзакупок заработает с 2016 г. Для министров и их заместителей нельзя будет покупать автомобили дороже 2,5 млн руб. и мощнее 200 л. с., для руководителей служб и агентств и их замов – 2 млн, для начальников подразделений министерств и ведомств – 1,5 млн. Смартфоны министров и их замов должны будут стоить максимум 15 000 руб., помощников – 10 000 руб., специалистов – 5000 руб. Впрочем, многие госслужащие отмечают, что сами покупают автомобили и телефоны.
Есть ограничения и на мебель: министры, их заместители и руководители территориальных органов смогут позволить себе кресла и диваны из натуральной кожи, а помощники и специалисты – только из искусственной. Мебель из ценных пород дерева будет положена только руководителям ведомств и их заместителям.
Чтобы система заработала, министерства и ведомства должны были подготовить собственные системы нормирования. Необходимая работа сейчас завершается, комментирует представитель Минэкономразвития. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что аналогичный вариант возможно применить и к госкомпаниям, сообщил ее представитель.
Вопрос нормирования для госкомпаний уже прорабатывается, заметил представитель Минэкономразвития. Предметом нормирования могут быть закупки для собственного потребления госкорпораций. Механизмы нормирования могут быть различными, но важное условие – публичность установленных нормативов закупок, продолжает представитель Минэкономразвития.
Большинство опрошенных «Ведомостями» госкомпаний не видят проблем в возможных ограничениях. Во Внешэкономбанке есть нормы расходования средств, заявил представитель банка, но не раскрыл их. ГК «Автодор» никогда не закупала роскошь, даже автомобили компания не закупает, а арендует Toyota Camry и Nissan Almera, говорит директор департамента конкурентной политики «Автодора» Александр Соколов. В «Россетях» есть приказ согласовывать все закупки товаров, не относящихся к обеспечению производства, с центральной закупочной комиссией, сказал директор департамента по закупкам «Россетей» Юрий Зафесов.
В РЖД есть нормы обеспечения сотрудников мебелью, форменной одеждой и другими предметами в зависимости от должности, они рассчитаны по законам, отметил представитель РЖД. Есть порядок использования и приобретения автомобилей, при этом, например, запрещается замена служебных легковых автомобилей до истечения срока полезного использования и нормативного срока службы, продолжает он, также не раскрывая подробностей.
Роскошь, конечно, раздражает и ее нужно ограничивать, но не силовыми методами и не ручным управлением, сказал гендиректор Центра размещения госзаказа Александр Строганов. Законодательное нормирование не отвечает законам свободного рынка, это коммерческие организации, регулировать их деятельность государство может через советы директоров, отмечает Строганов.
Идея хорошая, но она может не заработать, опасается директор Института конкурсных технологий Сергей Дашков: первые лица компаний не привыкли экономить, запреты могут остаться на бумаге, а на практике никто не захочет запрещать им покупать очередную дверную ручку из золота. Если нормирование будет реально внедряться, оно может привить топ-менеджменту самоограничения, считает он.
Борьба с коррупцией на уровне государства – это симметричный ответ на расследования Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального о госзакупках, правительство показывает, что ОНФ призван заниматься тем же и правительство его слышит, говорит политолог Алексей Макаркин.