Перевод госзаказа на электронные торги задержался
Полностью отказываться от бумажных торгов и не нужно, считают экспертыТорги на электронной площадке считаются способом повысить прозрачность закупок и снизить цены. В феврале 2015 г. был принят в первом чтении законопроект, который обязывал проводить все госзакупки в электронной форме уже с 1 июля 2015 г. Но он до сих пор готовится ко второму чтению.
Проект поправок ко второму чтению был согласован без замечаний и внесен Минэкономразвития в правительство, комментирует представитель министерства. Но в нем уже другие сроки: с 1 июля 2016 г. переход на полностью электронные торги будет правом заказчиков, а обязанностью станет позже. Ведомства долго согласовывали документ, поскольку законопроект касается их напрямую, просили для себя исключений, объясняет задержку председатель комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков.
Переход на электронные торги обеспечит анонимность заявок, уменьшит риск сговора, снизит вес субъективных критериев при оценке заявок, а также исключит возможность влиять на содержание жалоб и порядок их подачи, комментирует представитель ФАС – одного из инициаторов законопроекта.
Видимо, доработать в эту сессию не удастся, но рассчитываем принять весной, отмечает Аксаков. ФАС и Минэкономразвития надеются на принятие проекта до конца года. Проект планируется отправить в Госдуму на следующей неделе, говорит представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова: правительство приложит все усилия, чтобы документ был принят до конца года.
Нужно оставить возможность торгов и в бумажном виде, уверен куратор рабочей группы по закупкам Экспертного совета при правительстве Георгий Сухадольский. Например, для небольших закупок – иначе индивидуальному предпринимателю, чтобы продать несколько мешков картошки детскому саду, придется купить электронную подпись. У нас и интернет есть не по всей стране, отмечает он. Или необходимо упрощать процедуры и доступ поставщиков к торгам, говорит Сухадольский.
Перевод в электронный вид не решит проблем с расчетами начальной цены, отмечает управляющий партнер «Ценовых и контрактных решений» Евгений Вдовин. Заказчики сейчас нарушают закон, например используя для расчета цены предложения от несуществующих компаний, подгоняют цены под лимиты финансирования, берут для расчета товары разных ценовых категорий или только продукцию дорогих марок, а потом по завышенной цене покупают дешевые аналоги, говорит Вдовин. Проблему определения цены решит каталог товаров, считает он. Пока на электронных площадках государство выбирает чуть больше половины поставщиков (см. график). Законопроект не просто переводит процедуры из бумажного вида в электронный, он заново описывает их – людям придется переучиваться, ждет Сухадольский.