Президентскую стройку могут не сдать в срок
Претенденты на IV участок ЦКАД сомневаются, что успеют его построить к чемпионату мира по футболуКонцессионера для строительства IV участка ЦКАД, что соединит автотрассы М7 «Волга» и М4 «Дон», «Автодор» должен был выбрать в апреле, но конкурс четырежды переносился, последний раз в октябре – на февраль 2016 г., подписание контракта – на июнь. На предварительном этапе были отобраны пять концессионеров: ООО «Северо-восточная магистраль» (ОАО «Главная дорога» группы УК «Лидер»), ООО «СОК 24 раша» (консорциум группы ВТБ, Vinci), ООО «Инвест финанс» (консорциум ОАО «Газпромбанк», ОАО «Стройтрансгаз»), ООО «Автодорожная строительная корпорация» (консорциум ОАО «ДСК Автобан» и Sacyr Concession) и ООО «Кольцевые магистрали столицы» (консорциум ООО «Стройгазконсалтинг» и Intertoll Infrastructure Developments B.V.).
Представляется маловероятным завершение строительства IV участка ЦКАД к 2018 г., заявил вчера на техническо-ценовом аудите проекта представитель одного из претендентов, первый замдиректора по производству ОАО «Главная дорога» (совладелец одного из претендентов на концессию) Михаил Покатаев. Подобные проекты требуют до пяти лет на реализацию, объяснил он, «мы же вышли на его обсуждение за два года и семь месяцев до срока и уже потеряли почти год».
Эта стройка стоимостью 76,5 млрд руб., из которых 51,7 млрд дает государство, должна быть закончена к чемпионату мира по футболу – вместе со всей ЦКАД, строительство которой «Автодор» оценивает более чем в 300 млрд руб. «Проект президентский», – раз за разом напоминал претендентам зампред правления госкорпорации Константин Попов, настаивая, что «присутствующие должны понимать его важность в свете поставленных задач к чемпионату мира».
Сомнения концессионеров выразил Покатаев: на них перекладывают «риски по проработке системы взимания платы, а также возможную переработку проектной документации» (это может занять год), проект не предусматривает запланированного на 2027–2029 гг. расширения с четырех до шести полос, наконец, непонятно, как обеспечить доставку 35 000 куб. м нерудных материалов в сутки. Перепроектирование – значительный риск для проекта, согласился представитель другого консорциума, Евгений Габов из «Стройтрансгаза».
«Уже ясно, что стройка начнется не раньше следующего сезона, а значит, на нее останется лето и осень 2017 г., – говорит директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. – Но если строители начинают говорить о технических возможностях (доставка нерудных материалов), а не экономических, значит, дела по срокам совсем невеселые».
Претенденты, «как водится, продолжают быть недовольны, стараются выторговать более комфортные для себя условия» (цитата по «Интерфаксу»), заявлял на прошлой неделе предправления «Автодора» Сергей Кельбах. «Тем не менее претенденты в обсуждении проекта участие принимают, что ставит под сомнение их скепсис», – уточнил вчера представитель госкорпорации. На месте будущего строительства уже идут подготовительные работы, а «Автодор» работает над изменением конкурсной документации, где будет предусмотрен механизм внесения изменений и предложений со стороны концессионера, заявил вчера на заседании Попов.
Представитель профильного вице-премьера Аркадия Дворковича отказалась комментировать вероятность переноса сроков сдачи IV участка ЦКАД и оргвыводов в случае срыва стройки.
IV участок ЦКАД не единственный, где госкомпания испытывает сложности с привлечением инвесторов. Аналогичная судьба пока и у III участка ЦКАД (от М11 Москва – Санкт-Петербург до M7 «Волга»), где конкурс также переносился и был назначен на январь 2016 г. Есть сложности и с последним неразыгранным участком М11 от Солнечногорска до Клина. Он тоже в числе «президентских проектов» к чемпионату по футболу, и Кельбах в конце октября признавал, что есть риск «очень серьезно не уложиться в сроки». Если еще полгода потоптаться на месте, то и на IV участке ЦКАД точно могут не успеть, замечает Блинкин.
Представитель «ВТБ капитала» (консорциум «СОК 24 раша») вчера также отказался комментировать перспективы сдачи проекта в срок, остальные претенденты не ответили на запросы «Ведомостей».