Компании смогут оперативно обжаловать решения антимонопольных органов

ФАС определила порядок работы внутренней апелляции
Компании смогут оперативно обжаловать решения антимонопольных органов в центральном аппарате ФАС/ Д. Абрамов/ Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) регламентирует работу внутренней апелляции для пересмотра решений своих территориальных управлений. Ее создание было закреплено четвертым антимонопольным пакетом (поправки в закон «О защите конкуренции»), который вступает в силу с 2016 г. Предложения ФАС о досудебном обжаловании всех решений опубликованы на regulation.gov.ru. Они вводят примирительную процедуру во время рассмотрения жалобы, которую сможет инициировать ФАС, и устанавливают срок подачи апелляции – один месяц со дня принятия решения или выдачи предписания. Рассмотрена жалоба должна быть в течение двух месяцев. Коллегия будет работать на постоянной основе, ее состав будет утвержден приказом ФАС, следует из опубликованного документа. Но принять участие в обжаловании можно будет только через систему видеоконференцсвязи, подав специальное заявление.

Пример для ФАС

Обязательная досудебная процедура уже показала свою эффективность в ФНС: ежегодно судебные налоговые споры сокращаются более чем на 15%. После введения апелляции в ФНС количество судебных налоговых споров уменьшилось за три года почти в 2 раза.

Процедура выгодна бизнесу: она менее затратна и быстрее, чем судебное разбирательство, считает сотрудник ФАС: при разработке учитывался мировой опыт урегулирования споров до суда, например в США, где до суда доводится только 10% споров. Хорошая идея – сделать отношения ФАС и бизнеса более партнерскими, говорит федеральный чиновник, но невозможность лично присутствовать при рассмотрении дела вызывает вопросы. Обязательное участие стороны в рассмотрении всех жалоб увеличит срок их рассмотрения и может повлечь за собой дополнительные затраты для самих компаний, объясняет сотрудник ФАС, а так они могут наблюдать за рассмотрением жалобы и участвовать в ней дистанционно, не приезжая в центральный аппарат. Это нормальная практика, говорит партнер KK&P Максим Кульков: главный принцип – обеспечить ускоренное и дешевое рассмотрение дел. На обжалование решений в судах уходит до года, а сам госконтракт может быть заключен на год, объясняет он: тогда теряется смысл всего рассмотрения. Представитель ФАС не ответил на запрос «Ведомостей».

Сейчас единой практики в системе ФАС нет, говорит Кульков: например, центральный аппарат ФАС считает, что в один лот нельзя включать услуги по строительству и по разработке проектной документации по нему, а также поставку оборудования и материалов, но иногда территориальные управления признавали такую практику. Татарстанское УФАС подозревало торговые сети, продающие электронную бытовую технику, в нарушениях, но методика доказывания не соответствовала правилам центрального аппарата, вспоминал партнер GBLP Николай Вознесенский, решение было отменено судом третьей инстанции. В 2014 г. удмуртское УФАС признало вертикальное соглашение крупного банка законным, а другое – возбудило дело, вспоминает Екатерина Леоненкова из «Яковлев и партнеры», а суды подтвердили обе позиции. Естественно, на тот момент внутренняя апелляция помогла бы, считает она. По данным ФАС за 2014 г., возбуждено было 9755 дел, из которых 2694 было обжаловано, а отменено – 430.