Протестные акции водителей грузовиков грозят стать стихийными

Но отменить плату невозможно, говорят чиновники
Дальнобойщики вышли на дорогу
Дальнобойщики вышли на дорогу / Антон Вергун / ТАСС

Межрегиональный профсоюз водителей профессионалов (МПВП) с пятницы снимает с себя ответственность за стихийные акции протеста водителей грузовиков против введения платы за проезд по федеральным дорогам, заявил «Ведомостям» председатель центрального совета профсоюза Александр Котов. До сих пор профсоюз проводил запланированные акции.

Плата за проезд грузовиков массой более 12 т введена с 15 ноября. Отвечает за ее сбор «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю). 10 ноября правительство снизило первоначальный тариф в 3,73 руб./км. До 1 марта 2016 г. тариф составит 1,53 руб., позже и до 31 декабря 2018 г. – 3,06 руб.

Первая массовая акция прошла 11 ноября, движение грузовиков было остановлено в 18 регионах, вчера состоялась повторная – уже в 40 регионах. Водители перекрывали трассы, проводили митинги и пикеты. В Твери в участников акции врезался грузовик, погиб один человек, трое ранены.

С первого дня работы системы сумма, списываемая в личном кабинете, не соответствует реальному пробегу, рассказывает директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрей Попов, 15 ноября система была недоступна более 4 часов, а при оплате в Московской области выдавала ошибку, 16 ноября система не работала до 16.00, 17 ноября – с 14.00 до 18.15. Есть перебои с оплатой маршрутной карты, 12 бортовых устройств вышли из строя, перечисляет Попов, а с четверга изменился интерфейс программы и личный кабинет, теперь невозможно контролировать пробег, списание денег, фиксировать факты некорректной работы системы. Платежи проводятся долго или вообще не принимаются, есть случаи, когда деньги снимаются за проезд не по федеральным трассам, рассказывает руководитель транспортной службы логистической компании ПЭК Игорь Алексашов. Фактически невозможно перевозить грузы, «если нет бортовых устройств, а их получили не более 20% зарегистрированных пользователей «Платона», остальные должны платить маршрутными картами, а этот сервис недоступен; это тупик», сетует директор департамента транспортной логистики логистической компании «Молком» Тимур Ратников. Крупные перевозчики (с парком от 300 единиц), которые получили бортовые устройства, оказались в привилегированном положении, добавляет он. Внедрение подобных систем в высокий сезон – ошибка, а в ноябре – декабре внутренний грузовой поток обычно возрастает на 30–40%, отмечает председатель совета директоров Nawinia Рустам Юлдашев.

Дорогая поездка

За неделю цена поездки автофуры из Оскола до Санкт-Петербурга выросла с 30 000–40 000 до 80 000 руб., на маршруте Липецк – Санкт-Петербург – с 30 000 до 42 000 руб., говорят Татьяна Конькова и Леонид Каплий из Союза водителей Белогорья.

Росавтодор подготовил запрос в МВД, в котором просит выявить «организаторов подобных акций», заявил представитель Росавтодора. Реальных организаторов уже нет, если систему не отменят, дальше все будет развиваться стихийно, предупреждает член МПВП и участник протестов Андрей Болотов.

Все вопросы о некорректном начислении платы рассматриваются РТИТС, ошибки оператор исправляет в течение трех дней, говорит представитель Росавтодора, из-за ошибок штрафы не будут начисляться. По словам представителя РТИТС, расчеты идут корректно и в ближайшее время пользователи системы вновь смогут проверить лицевой счет.

Администрация президента не будет вмешиваться, говорит его пресс-секретарь Дмитрий Песков, это компетенция правительства: «Мы не склонны преувеличивать и излишне драматизировать».

Правительство следит за развитием ситуации, обсуждаются меры, которые позволят смягчить остроту проблем, уверяет представитель профильного вице-премьера Аркадия Дворковича, в правительстве рассчитывают, что Минтранс совместно с концессионером обеспечат бесперебойное функционирование системы. В Минтрансе вчера не ответили на запрос «Ведомостей». Министр транспорта Максим Соколов считает введение сборов оправданной мерой: «Тот, кто наносит вред дороге, тот и должен его компенсировать» (цитата по «Интерфаксу»).

Минтранс не готовит никаких мер, говорит федеральный чиновник. Отменить взимание платы уже невозможно, в проект бюджета на следующий год заложены поступления в 39,9 млрд руб. и непонятно, откуда в таком случае взять 10,6 млрд руб., чтобы расплатиться с концессионером, говорит сотрудник Росавтодора.

Участники акции из Москвы, Липецка, Барнаула, Санкт-Петербурга, Горноалтайска говорят, что не намерены прекращать протесты, даже несмотря на отказ МПВП от акций.

По данным протестующих и «Интерфакса», 19 ноября в Дагестане вдоль трасс встали от 700 до 1500 автомобилей, в Краснодарском крае и Ростовской области, Москве, Липецке и Волгограде – до 200, в Тамбове – 180, в Барнауле и Туле – более 100, в Красноярске – 60, в Брянске – 50, в Пскове – 40. В Нижнем Новгороде и Челябинске грузовики перекрывали движение по трассам, в Белгороде более 500 грузовиков не выходят на дороги, в Пензе состоялся митинг, в Калуге – одиночные пикеты. В Челябинске, Энгельсе, Ростове-на-Дону сотрудники МВД задерживали организаторов. В Твери в участников акции врезался грузовик, погиб один человек, трое ранены.