Холдинги не смогут объединять налоги своих компаний до 2018 года

Правительство предпочитает снизить риски для бюджета, а не поддержать бизнес в кризис
Правительство напугали потери регионов
Правительство напугали потери регионов / Е. Разумный / Ведомости

Всего появилось 16 групп – их создали, например, «Роснефть», «Татнефть», «Газпром», «Мечел», «Северсталь», НЛМК и т. д. Инициатива исходила от самих регионов, вспоминал премьер Дмитрий Медведев: их не устраивало, что прибыль компаний сконцентрирована в Москве, где регистрировались крупнейшие холдинги (его слова по «Интерфаксу»). В итоге это привело к перераспределению доходов между регионами, некоторые приобрели, а другие потеряли. По оценкам Минфина, в 2014 г. у 53 регионов поступления от налога на прибыль выросли на 61,9 млрд руб., у 32 – снизились на 127 млрд (см. таблицу). На долю КГН пришлось 3,3% потерь из общего сокращения поступлений от налога на прибыль, доходы регионов из-за КГН сократились на 0,6%. Больше всего потеряли Москва и Ханты-Мансийск.

Мораторий на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) может быть продлен до 2018 г. Такие поправки в среду одобрил комитет Госдумы по бюджету и налогам. Создание новых КГН было запрещено в 2015 г. Также продлен срок существования уже созданных КГН: с двух до пяти лет. А показатели, учитывающиеся при определении налоговой базы и уплате налога по каждому участнику группы, не должны меняться.

Компании создают КГН, чтобы избежать контроля за внутрихолдинговыми ценами: они объединяют прибыли и убытки и платят налог с общего финансового результата. Затем он распределяется между регионами, где находятся компании.

Налоговая база часто перераспределяется в регионы, где установлены пониженные ставки налога на прибыль, поясняет представитель Минфина. Механизм оказался востребованным, но в условиях экономического спада регионы проигрывают от распределения налогов, нужны точечные поправки в правилах формирования КГН, а для этого необходим мораторий, объяснял его введение федеральный чиновник. Например, компании намеренно включали убыточные предприятия в КГН, чтобы снизить налоги высокорентабельного предприятия. Минфин в «Основных направлениях налоговой политики» предлагает скорректировать условия создания КГН – включать в группу в обязательном порядке все компании, которые принадлежат холдингу на 90%.

Бизнес выступал за сохранение КГН и отмену моратория на включение в уже созданные группы новых компаний. Решение превращает временный мораторий, необходимый для поиска компенсации потерь отдельным регионам, в отказ от механизма, жалуется член Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Создание КГН позволяло снизить административную нагрузку на бизнес, связанную с трансфертным ценообразованием (участники КГН не отчитываются о ценах сделок). В условиях высокой волатильности и слабого рынка КГН позволяет поддерживать временно менее эффективные производства, говорит член РСПП: особенно это выгодно и эффективно для компаний с высокой степенью интеграции. В кризис реальные производства, которым нужна поддержка, должны быть выведены из-под моратория, продолжает он.

Альтернативой КГН для бизнеса могло бы стать юридическое объединение компаний, говорит партнер EY Алексей Кузнецов, это принесло бы даже больший налоговый эффект, чем КГН, но по коммерческим причинам реорганизация подходит не для всех. Без КГН холдинги на практике могут использовать другие механизмы перераспределения прибыли и убытков между компаниями группы, например, через договоры оказания услуг, советует он. Альтернативные инструменты перераспределения прибыли существуют, согласна партнер налоговой практики KPMG Нина Гулис.

Теоретически мораторий поможет бюджетам регионов, считает Кузнецов, но для бизнеса было бы лучше расширение использования механизма, в том числе путем смягчения условий создания КГН.

Правительство напугали потери регионов