Живущим рядом с Китаем стоит заняться экотуризмом и ремеслами

Это следует из одобренной правительством концепции развития территорий, граничащих с Китаем
«Местные сообщества» будут заниматься пчеловодством, выращиванием саженцев, народными ремеслами, экотуризмом, охраной природы
«Местные сообщества» будут заниматься пчеловодством, выращиванием саженцев, народными ремеслами, экотуризмом, охраной природы / Е. Разумный / Ведомости

В начале ноября была опубликована утвержденная правительством концепция развития приграничных территорий Дальнего Востока – 38 городских округов и муниципалитетов в Приморском и Хабаровском крае, Амурской и Еврейской автономной областях, где проживает треть населения округа. В случае успеха концепция будет применяться по всей границе, отмечает представитель Минвостокразвития, где был подготовлен документ.

В регионе ухудшается социальная инфраструктура, на 70% изношена коммунальная инфраструктура, в 581 селе нет газа, а свет, тепло и канализация – лишь в 31,2% жилых зданий. Здесь зарегистрировано 77% среднего и малого бизнеса региона, но эти предприниматели производят лишь 9% ВРП против 21% по стране. У границы – 63% посевных площадей, но на них приходится лишь 34% агропроизводства, а треть занятых – иностранцы.

На правом берегу Амура ситуация другая: ВРП вырос в 5 раз за 12 лет. Эти регионы Китая развивались благодаря не только господдержке, но и экономической самостоятельности и ослаблению административного контроля, объясняет Иван Зуенко из ДВФУ.

Здоровый рост

Основой станут «местные сообщества», чья деятельность сконцентрирована «на принципах <...> минимизации энергопотребления, ведения здорового образа жизни». Они будут заниматься пчеловодством, выращиванием саженцев, народными ремеслами, экотуризмом, охраной природы.

Приграничье с Китаем в год покидает 7000–9000 человек, здесь нет рабочих мест. На сертификаты для переезда граждан в регион будет выделено 450 млн руб., что позволит привлечь до 1500 человек, говорил министр труда Максим Топилин. За год резиденты территорий опережающего развития и особых экономических зон (ТОР и ОЭЗ) создадут 100 000 рабочих мест, ожидает гендиректор Агентства по развитию человеческого капитала Валентин Тимаков.

Чтобы вернуть людей на левый берег Амура, авторы концепции предлагают до 2017 г. начать выделять жилье переезжающим, многодетным – землю и увеличенный материнский капитал, инвесторам – землю без конкурсов, инфраструктуру, бизнесу – налоговые преференции в бизнес-инкубаторах, субсидировать затраты на электричество, возводить объекты для инвестпроектов.

В концепции нет четких цифр и инструментов, только задачи «создать механизмы», замечает Александр Габуев из Московского центра Карнеги. На Дальнем Востоке уже существуют самые разные формы господдержки: свободный порт, ОЭЗ, ТОР, фонды, агентства, напоминает завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Нельзя поддержать Дальний Восток концепциями, нужна стратегия здравого смысла и конкретные меры, говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики: сначала нужно отменить пограничную зону ограниченного доступа в 30 км, достроить мост через Амур в Еврейской области и построить новый мост в Амурской. Иначе развитие торговли невозможно, а для создания и поддержки сельского хозяйства в регионе нет оборотного капитала, добавляет Габуев. В 2009–2018 гг. Россия и Китай договаривались о 38 проектах, включая транспортные. Запущено восемь, по остальным нет инвесторов. Исходя из китайского опыта, нужно делать ставку на дерегулирование и налоговое стимулирование при создании условий для предпринимателей, добавляет Зуенко.