ВШЭ: Правительству удалось подготовить бюджет выживания, но не развития

Расходы на образование и здравоохранение неуклонно сокращаются
В проекте бюджета на 2016 г. расходы на образование по сравнению с 2015 г. снижены на 8,5% (до 578,6 млрд руб.), на здравоохранение – на 8% (490,6 млрд)
В проекте бюджета на 2016 г. расходы на образование по сравнению с 2015 г. снижены на 8,5% (до 578,6 млрд руб.), на здравоохранение – на 8% (490,6 млрд) / Е. Разумный / Ведомости

Человеческий капитал – единственный толчок к экономическому росту и эти расходы должны быть приоритетными, считает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Качество образования и здравоохранения, которое еще два года назад можно было назвать преимуществом, уже не соответствует показателям других стран, говорил ранее партнер Strategy Partners Group, координатор программ ВЭФа Алексей Праздничных. Сокращать расходы на здравоохранение, науку и образование нецелесообразно, согласна руководитель Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Есть два основных направления, которые могут обеспечить сбалансированность бюджета, указывает она: продолжение пенсионной реформы и изменение расходов на силовой блок.

Проект бюджета на 2016 г. получился «бюджетом выживания», заявил на заседании комиссии Госдумы по бюджету ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, хотя целью должно быть не выживание, а национальный успех. Инвестиции в человеческий капитал падают, констатировал он. Так, расходы на образование по сравнению с 2015 г. снижены на 8,5% (до 578,6 млрд руб.), на здравоохранение – на 8% (490,6 млрд), их доля в общих расходах бюджета уменьшилась с 4,1 до 3,6% и с 3,6 до 2,4% соответственно. По оценкам экспертов Центра развития ВШЭ, расходы на высшее образование в неизменных ценах составят всего 78% от уровня 2012 г. (см. график).

В проекте бюджета на 2016 г. расходы на образование по сравнению с 2015 г. снижены на 8,5% (до 578,6 млрд руб.), на здравоохранение – на 8% (490,6 млрд)

В 2016 г. из каждых 100 руб. федеральная казна 19,2 руб. потратит на оборону, 27,6 руб. – на социальную защиту, 3 руб. – на здравоохранение, 3,6 руб. – на образование.

По оценкам Счетной палаты, по отдельным направлениям можно было бы сэкономить 78,4 млрд руб., в том числе 16,5 млрд на федеральной адресной инвестиционной программе. Несмотря на все декларации о снижении расходов на управление, доля расходов на госаппарат в бюджете неуклонно растет: по сравнению с 2012 г. в 2015–2016 гг. рост составит 0,8–0,9 п. п., указывают эксперты ВШЭ, зато наука, образование и здравоохранение постепенно вытесняются на периферию бюджетной системы.