В рейтинге Doing Business Россия поднялась на 11 ступеней и заняла 51-е место
Процедуры стали проще, а вот заниматься бизнесом – сложнее и менее выгодно, говорят экспертыВ рейтинге Doing Business – 2016 Россия поднялась на 11 ступеней с 62-го на 51-е место среди 183 стран.
В 2012 г. президент Владимир Путин поставил цель – подняться в рейтинге со 120-го места на 20-е к 2018 г., в том числе в 2015 г. – на 50-е. Таким образом, до исполнения указа не хватило одной строчки в рейтинге.
Максимальный вклад внесли новые реформы, эффект от проведенных ранее и частичное изменение методологии, отмечает замминистра экономического развития Станислав Воскресенский.
По количеству реформ Россия вошла в топ-5 стран. Они были проведены в пяти сферах из 10 оцениваемых, указывают авторы доклада. Упрощен процесс подключения к электрическим сетям – это можно сделать дешевле и быстрее; сокращены сроки открытия банковских счетов, упрощены доступ к кредитам и процедура создания предприятий, перечисляет соавтор рейтинга Валентина Салтане.
По темпам упрощения процедуры подключения к энергосетям (см. таблицу) Россия поставила мировой рекорд, перемахнув сразу через 114 ступеней. Но объясняется это пересмотром методологии, говорит Салтане. Появился новый индекс надежности электроснабжения и прозрачности тарифов: по нему Россия получила максимальные 8 баллов. По похожей причине Россия поднялась на 37 ступней и в оценке процедуры получения разрешений на строительство. Число процедур практически не сократилось, а сроки даже увеличились с 238 до 263 дней. Но появился новый индекс – качество самого строительства, по которому Россия получила 14 из 15 баллов. В целом бюрократия остается высокой, признает Салтане: чтобы получить разрешение, надо пройти 19 процедур, в среднем на это уходит больше восьми месяцев. Показатели необъективны, не согласен председатель совета директоров «Баркли» Леонид Казинец: строить в Москве и Санкт-Петербурге (по ним составляется рейтинг) сложнее, чем в других регионах.
Отстает от соседей
Россия отстает в рейтинге от ключевых стран Евразийского экономического союза. Белоруссия и Армения и прежде опережали Россию (сейчас на 7 и 16 ступеней соответственно). А Казахстан за 2015 г. совершил рывок и поднялся сразу на 36 ступеней до 41-го места. Помогло упрощение процедуры получения разрешения на строительство (на 62 ступени) и исполнения контрактов: это единственный критерий, по которому Казахстан вошел в мировой топ-10.
Сильные стороны России прежние – простота регистрации собственности (8-е место) и обеспечение исполнения контрактов (5-е). По традиционно сильному показателю – регистрации бизнеса – положение в рейтинге несколько ухудшилось: Россия опустилась на семь позиций до 34-го места. В этой сфере ничего не изменилось – просто другие страны были активнее, объясняют авторы доклада. Чем выше место в рейтинге, тем сложнее расти в нем дальше, говорит бывший замминистра экономического развития Сергей Беляков: реформы проводятся не так быстро, но рост до 51-го места показывает, что уже начатые приносят результаты. Это пример проектного решения задачи, отмечает Воскресенский.
Самое слабое место – международная торговля (документация на экспорт и импорт): Россия опустилась со 155-го на 170-е место – так низко она еще никогда не была. Падение может ускорить решение проблем с таможней, надеется федеральный чиновник. Методика по этому индексу сильно поменялась, рассказывает Салтане: теперь учитывается транспортировка товаров не только по морю, но и ж/д и авиаперевозки. Впервые оценивается качество процедуры растаможивания: как используются электронные системы, как долго груз находится на границе, сколько стоит оформление документов. Например, в странах ОЭСР на их оформление уходит не больше пяти часов и $36, а в России – 43 часа и $500. Таможенный контроль российским экспортерам обходится в $1125, в то время как в партнере России по Таможенному союзу Казахстане – в $574.
Процедура возмещения НДС при экспорте слишком сложная и долгая, жаловались иностранные инвесторы премьер-министру Дмитрию Медведеву на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям. Нужно создавать единую автоматизированную систему, агрегирующую данные и от Федеральной налоговой службы, и от Федеральной таможенной службы, признавали ранее федеральные чиновники.
Ликвидация даже всех административных барьеров не решит фундаментальных проблем инвестиционного климата, говорит руководитель Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова: отдельные изменения законов не влияют на независимость судов, перестройку отношений бизнеса и правоохранителей – этого недостаточно для здорового экономического роста. Рейтинг отражает только сам процесс ведения малого и среднего бизнеса, признает Салтане: но он все равно остается ориентиром для иностранных инвесторов. Нельзя сводить улучшение инвестиционного климата только к снижению административных барьеров, говорит Воскресенский.
Процедура рейтинга слишком формальная, говорит Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Процедура получения кредитов может быть упрощена, но они все равно недоступны для предпринимателей, так как слишком дороги, согласна Акиндинова. Вместо ожидаемых реформ бизнес столкнулся с ухудшением и без того неблагоприятного делового климата, а также с усилением участия государства в экономике, считает она. Деловая активность будет и дальше падать, заключает Акиндинова.