ФНС внесла в список «непрозрачных» втрое больше стран, чем в списке Минфина
Российскому бизнесу он может дорого обойтисьФедеральная налоговая служба (ФНС) опубликовала на regulation.gov.ru черный список стран, с которыми у России либо нет обмена налоговой информацией, либо такой обмен не успешен. Он нужен, чтобы определить, должна ли контролируемая иностранная компания (КИК) платить налог. Закон о КИК обязывает платить российских физических и юридических лиц налоги (13 и 20% соответственно) с нераспределенной прибыли своих иностранных структур (см. врез). Под новый налог подпадают только офшорные кошельки – компании, которые накапливают прибыль, перечисленную из России в виде пассивных доходов. Не придется платить налог, если эффективная ставка, по которой КИК платит налог за границей, не намного ниже российской (не менее 75% средневзвешенной ставки). Но платить налог придется в любом случае, если КИК работает в стране из черного списка, составленного ФНС.
До сих пор существовал список офшоров, составленный Минфином, – в нем 40 юрисдикций (применяется для определения права на нулевую ставку по дивидендам). В перечне ФНС куда больше стран – 119. Кроме традиционных офшоров там есть и прозрачные налоговые юрисдикции, например Австрия, Великобритания и Швейцария, говорит партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, в список попал даже партнер России по БРИКС – Бразилия. С некоторыми странами из перечня есть соглашения об избежании двойного налогообложения. Прозрачными, по оценкам ФНС, остались популярные холдинговые юрисдикции – Кипр, Нидерланды и Люксембург.
В список попали страны, с которыми есть договоренность обмениваться информацией, но ее качество не удовлетворяет, объясняет чиновник ФНС: либо страна отвечает не на все запросы, либо практика информационного обмена еще не закрепилась. Список может меняться раз в год, успокаивает он: с несколькими странами уже ведутся консультации об улучшении процесса обмена информацией.
Что такое КИК
Иностранная компания признается КИК, если доля россиян прямо или косвенно превышает 25% – или 10%, если доля всех российских налоговых резидентов выше 50%. В 2015 г. действует переходный период, в котором применяется порог в 50%.
Ранее все ожидали, что список ФНС воспроизведет перечень Минфина, отмечает Захаров. Последствия для российских компаний могут быть серьезными, говорит партнер PwC Наталья Кузнецова: в конце 2015 г. они уже не успеют провести реструктуризацию, чтобы перевести аккумулированные доходы из КИК в другие юрисдикции. Правила распространяются на ту прибыль, которую КИК получат уже в 2015 г.
Перечень накладывает ограничения для банков и страховых компаний и лишает возможности получить льготу по эффективной ставке, говорит партнер PwC Екатерина Лазорина. Даже если у компании работающий завод в Бразилии, придется все равно делать полный расчет по правилам КИК, продолжает Кузнецова, и, если у него накопилась прибыль, выплачивать еще 20% налога. У многих добывающих компаний есть подразделения в Бразилии и Боливии, попавших в список ФНС, говорит налоговый консультант одной из компаний «большой четверки».
Прибыль КИК из стран даже при высоких ставках налога (например, в Бразилии – 40%) теперь не будет автоматически освобождаться от налога в России, сетует управляющий партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин, не получат автоматического освобождения также эмитенты обращающихся облигаций. За КИК из таких стран будет усилен российский налоговый контроль, продолжает он, если компания уже подала в ФНС уведомления о своих долях (от 10%) в иностранных компаниях, учет нужно будет вести по российским правилам.
К июлю получено менее 4000 уведомлений, рассказывали федеральные чиновники: в срок сдано 1004 уведомления от юридических и 2199 – от физических лиц. Компании рассчитывали на освобождение от налога, но с появлением списка они могут лишиться этих льгот, отмечает Кузнецова.