Правительство готовит новую обязанность для частных компаний
Они должны будут отдавать часть заказов малому и среднему бизнесуФедеральная антимонопольная служба (ФАС) опубликовала поправки в закон о защите конкуренции, которые обяжут частные компании закупать часть товаров и услуг у малого и среднего бизнеса. Если закон будет принят, частному бизнесу с оборотом от 7 млрд руб. придется тратить на эти закупки не менее 10% выручки.
Первоначально речь шла о публичных компаниях с оборотом свыше 5 млрд руб., об этом говорил первый вице-премьер Игорь Шувалов. Обсуждается повышение порога до 10 млрд руб., отмечает представитель ФАС.
По данным СПАРК, в России 1454 действующие компании с частной формой собственности и выручкой более 7 млрд руб. За 2014 г. их совокупная выручка составила 56,86 трлн руб. Таким образом, они по замыслу ФАС должны были бы отдать малому и среднему бизнесу заказы на 5,7 трлн. Исходя из этих данных вместе с заказом от госкомпаний и госзаказчиков (для них минимальная квота – 18 и 15% соответственно) малый бизнес мог бы рассчитывать на спрос объемом около 9 трлн руб. За три квартала госкомпании отдали малому и среднему бизнесу заказы примерно на 2,1 трлн руб. (23% от общего заказа), госзаказчики – на 420 млрд (10%, данные Минэкономразвития). По данным Росстата, в 2014 г. весь оборот малого и среднего бизнеса составил 30,9 трлн руб., из них 3,6 трлн – розница.
Крупный бизнес не готов поддержать проект. Это попытка управлять активами частного бизнеса, говорится в письме председателя «Деловой России» Алексея Репика в ФАС (копия есть у «Ведомостей»). Норма даже более жесткая, чем для госкомпаний, пишет он: требование может оказаться невыполнимым, некоторые компании на все закупки тратят менее 10% оборота.
Проект будет смягчен, обещает замруководителя ФАС Сергей Пузыревский: доля будет рассчитываться не от выручки, а от общего заказа компании; как и для госкомпаний, не будут учитываться, например, закупки у естественных монополий, аренда недвижимости и имущества, финансовые услуги. Норма не должна сдерживать предпринимательскую инициативу, но должна поддерживать малый и средний бизнес, говорит он.
Шувалов поручил ФАС и Минэкономразвития доработать проект до 30 ноября (копия протокола совещания есть у «Ведомостей»). Обсуждаются критерии – оборот от 5 млрд или от 10 млрд руб., методология определения доли закупок и санкции за неисполнение, говорит представитель секретариата Шувалова, предполагается, что проект будет внесен в Госдуму в весеннюю сессию.
Важно, как будет рассчитываться доля – только от коммерческих закупок или от некоммерческих тоже (не для продажи, а для обеспечения деятельности компании), отмечает представитель «Ашан Россия», в коммерческих закупках доля малого и среднего бизнеса уже больше 10%. Вопрос о ритейле нужно проработать, но, в принципе, предполагается учитывать все закупки, говорит Пузыревский.
Проект противоречит установленному Конституцией принципу свободы экономической деятельности, говорит член рабочей группы АСИ и комитета РСПП по развитию конкуренции Анатолий Мальцан: ни в одной стране БРИКС и G7 нет таких ограничений для частных компаний. Высоки риски, что крупные предприятия будут создавать малые, которые станут прокладкой, что негативно скажется на потребителях и экономике, опасается Мальцан.
Именно по такому пути уже идут порой госкомпании – закупают у аффилированных с ними малых предприятий, говорит вице-президент «Опоры» Владислав Корочкин. Введенные для госсектора квоты пока не упростили доступ малого бизнеса к контрактам. Изменений не почувствовал, констатирует член правления Нефтекамского машиностроительного завода Владимир Кушнарев. В документации заказчики ничего не изменили, а это самое важное – от этого зависят издержки, комментирует директор Союза экспертов тендерной стратегии Арина Гоцуляк. Чтобы поставить новогодние подарки, приводит она пример, надо собрать более 30 документов и только на этапе заявки потратить порядка 200 000 руб., в частности на депозит для электронной площадки и заверение сертификатов. Поставка оплачивается только после подписания акта выполненных работ, т. е., по сути, кредитуешь заказчика, говорит Гоцуляк, в итоге малый бизнес отказывается от участия в тендерах.
Но квоты для частных компаний поддержат малый бизнес, рассчитывает Корочкин. С ними работать все же проще, чем с государственными, замечает Кушнарев: их интересует качество, а госкомпании – в основном цена.
Поддержать малый и средний бизнес могло бы скорее расширение доступа к кредиту, считает Мальцан. Надо не искусственно создавать спрос, а стимулировать предложение, т. е. улучшать условия работы малого и среднего бизнеса, говорит руководитель Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.