На каких условиях иностранные инвесторы готовы работать в России

Бизнес просит у правительства не менять слишком резко правила игры
Председатель правительства Дмитрий Медведев узнает от иностранных инвесторов иную точку зрения на ситуацию в России
Председатель правительства Дмитрий Медведев узнает от иностранных инвесторов иную точку зрения на ситуацию в России / REUTERS

С середины 2014 г. прямые инвестиции из-за рубежа почти остановились: за пять кварталов – $3,7 млрд. Это происходит на фоне спада внутренних капитальных вложений: Минэкономразвития ожидает, что их рост начнется только в 2017 г. Причина сжатия инвестиций – слабая экономика, объясняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, без перспектив роста у предпринимателей нет причин для рывка.

В понедельник председатель правительства России Дмитрий Медведев проведет ежегодное заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ, см. врез). У «Ведомостей» есть доклад, в котором крупный иностранный бизнес описал для представления на КСИИ свои проблемы и отношение к решениям правительства.

Только за 2014 г. производители потребительских товаров от внеплановых мер правительства потеряли 1,5 млрд евро, следует из доклада. Последствия многих решений просто не оцениваются: к примеру, правила сброса сточных вод и закон об отходах обошлись в 1% оборота, а стимулирование импортозамещения может вовсе закрыть рынок для иностранцев.

В этом году участников больше, значит, и интерес к России есть, говорит управляющий партнер EY по России Александр Ивлев: участие подтвердили 33 руководителя международных компаний. Появилось больше локальных компаний, говорит сотрудник международного производителя товаров массового спроса. Россия была и остается значимым рынком, передал через пресс-службу EY гендиректор Schneider Electric Жан-Паскаль Трикуар, но меняются правила доступа на рынок, и, чтобы принимать решения, надо понимать, куда идет законодательство. Иностранные инвесторы готовы адаптироваться – с учетом долгосрочных интересов, рассуждает сотрудник международного производителя потребительских товаров, но меры должны быть хотя бы предсказуемыми.

Очень важны четкие и ясные правила, передал через пресс-службу EY председатель совета директоров Carlsberg Флемминг Безенбахер.

Рабочие группы КСИИ составили рекомендации по 11 темам – от таможенного администрирования до энергоэффективности и развития Сибири и Дальнего Востока. В основном бизнес жалуется на регулирование, но больше всего вопросов вызывают импортозамещение и локализация. Например, бизнес жалуется на ограничение закупок иностранных медицинских изделий – правительство ввело правило «третий лишний»: иностранный поставщик не допускается к конкурсу, если заявки подали хотя бы две компании из стран Таможенного союза. Производители, которые уже начали локализацию, все равно будут ограничены в доступе к госзаказу – тогда нет смысла в локализации, пишут авторы доклада и предлагают решение: заключать государственные инвестконтракты, в которых инвестор гарантирует локализацию, а правительство – спрос на его препараты. Минпромторг еще должен учесть, что сырье не всегда может закупаться в России, просят эксперты КСИИ.

По второму кругу

С внесением поправок в конце 2014 г. в закон об отходах компании обязаны либо утилизировать бытовые отходы от своей продукции, либо заплатить экологический сбор. В июне Медведев пообещал ввести мораторий на сбор до 2019 г., кроме аккумуляторных батарей, шин, бумаги, ламп накаливания и товаров, мощности по утилизации которых уже существуют. После выхода распоряжения правительства под сбор подпало 69,5% произведенных и импортируемых в страну категорий товаров. В 2016 г. максимальный норматив утилизации отходов – 30–45% – установлен для 13% категорий товаров, а в 2017 г. он распространится уже на 19%. В этом году участники КСИИ снова просят обнулить ставки до 2019 г., в том числе и для бумаги, а для аккумуляторных батарей, шин и ламп накаливания установить норматив не более 5%. Снова просят смягчить нормативы для сточных вод предприятий. Нормативы по-прежнему предполагают, что сточные воды должны соответствовать требованиям к воде, пригодной для рыб, а обязательство строить такие очистные сооружения для большинства компаний невыполнимо ни экономически, ни технически, пишут эксперты КСИИ.

КСИИ также призывает улучшить таможенные процедуры, чтобы повысить степень переработки. Из-за высоких импортных пошлин инвестировать в производство невыгодно, пишут авторы доклада, решить проблему может переработка, но перечень товаров ограничен, а подтвердить страну происхождения после переработки трудно.

Несет риски для иностранного бизнеса и сложная и долгая, до полугода, процедура возмещения НДС при экспорте. Вернуть НДС можно только после того, как таможня подтвердит факт экспорта, только на получение штампов требуется больше месяца, а это забирает оборотные средства, говорится в докладе: нужно хотя бы перестать требовать такие документы и ввести электронную систему контроля в Таможенном союзе.

Снижает привлекательность России для инвесторов и отсутствие правил налогообложения при распределении затрат и прибыли внутри транснациональных компаний. Сейчас компании вынуждены переводить деньги через контракты на оказание услуг, что создает постоянные налоговые риски. Многие российские подразделения международных банков уже сталкиваются с претензиями налоговых органов. Действующая методика контроля за трансфертными ценами не позволяет оценивать распределяемые затраты.

Многие вопросы в повестке этого заседания задаются уже несколько лет (см. врез), говорит президент фонда Петербургского международного экономического форума Сергей Беляков, бывший замминистра экономразвития, часть из них даже не требуют концептуально менять систему регулирования и носят технический характер. КСИИ – это, с одной стороны, возможность высказаться и даже представить собственные варианты решения вопросов, а с другой – игнорирование их, вздыхает Беляков: возникает еще большая неопределенность, у иностранных инвесторов возникает ощущение, что правительство не прислушивается к ним. КСИИ – эффективное место диалога власти и бизнеса, не согласен Ивлев: более 80% его участников считают, что совет содействует решению их проблем. Это подтверждает и директор по корпоративным отношениям Unilever Ирина Бахтина.

Вопрос инвестиций – это вопрос предсказуемости государственной политики, говорит Дмитрий Полевой из ING. Срок инвестиционных проектов – 3–5 лет минимум, подхватывает Беляков, стабильность условий и правил игры – ключевой фактор развития бизнеса.

Председатель правительства Дмитрий Медведев узнает от иностранных инвесторов иную точку зрения на ситуацию в России

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"исправленная версия