Родной город Volkswagen охватили страх и злость

«Дизельгейт» в США может ударить рикошетом по немецкому моногороду Вольфсбургу
Из-за скандала с мошенничеством при проведении экологических тестов дизельных автомобилей Volkswagen над Вольфсбургом, где расположена штаб-квартира автоконцерна, нависли тучи
Из-за скандала с мошенничеством при проведении экологических тестов дизельных автомобилей Volkswagen над Вольфсбургом, где расположена штаб-квартира автоконцерна, нависли тучи / Axel Schmidt / Reuters

«Божественный» город

Немногие города так зависят от одной компании, как Вольфсбург, расположенный в 200 км к западу от Берлина. В нем располагается штаб-квартира Volkswagen (VW), крупнейший в мире автомобильный завод, принадлежащий концерну, банк Volkswagen, футбольный стадион Volkswagen Arena и даже ресторан в отеле Ritz-Carlton, награжденный тремя звездами Michelin. «VW здесь – Бог», - утверждает турецкий пекарь, работающий на главной торговой улице города, название которой связано с одним из воплощений «божества», – Поршештрассе.

Но новости о скандале, связанном с нарушением экологических норм дизельными автомобилями VW, серьезно потрясли город. У некоторых его жителей они вызвали злость, а у многих - тревогу относительно рабочих мест и финансовых последствий для концерна и всего города. Некоторые даже опасаются, что Вольфсбургу грозит упадок, как и другому «городу моторов» – американскому Детройту. «Я беспокоюсь, ведь это нехорошо для Вольфсбурга. Детройт служит негативным примером того, что может произойти, - этот город рухнул. Похожее можно представить и тут», - говорит уроженец Вольфсбурга Уве Бендорф, занимающийся медицинским страхованием.

Завод VW обеспечивает работой 72 000 из всего лишь 120 000 жителей города. Площадь завода превышает 6 кв. км (втрое больше княжества Монако), и на нем выпускается 840 000 автомобилей в год, включая модели Golf, Tiguan и Touran. «Был шок, затем ярость. Как можно было быть настолько глупыми?», - описывает один из рабочих свои эмоции после того, как руководство VW в сентябре призналось, что мошенничало во время тестов дизельных автомобилей в США, чтобы обойти требования к вредным выбросам оксидов азота.

«Все волнуются. Получим ли мы теперь бонусы? Будут ли сокращения? Ситуация очень неопределенная», – говорит другой рабочий.

Идеальный моногород: как живется в Вольфсбурге

Идеальный моногород: как живется в Вольфсбурге

Вольфсбург был основан в 1938 г., когда Адольф Гитлер выбрал равнинную местность в 75 км к востоку от Ганновера для завода по производству «народного автомобиля», которым стал VW «Жук». В первые годы город даже назывался Stadt des KdF Wagens в честь нацистской организации KdF («Сила через радость») «Образцовый город для немецкого рабочего класса», – охарактеризовал Гитлер этот проект.

После Второй мировой войны город получил название Вольфсбург, и концерн возродился с помощью британской армии, которая контролировала эту часть Западной Германии. Благодаря успехам VW в последние годы и крупным бонусам рабочим Вольфсбург в 2013 г. даже стал самым богатым городом Германии по доходам на душу населения.

Под знаком вопроса

Но теперь период расцвета города может подойти к концу. Поступления от налога на прибыль VW обеспечивают около трети бюджета Вольфсбурга, и ожидается, что она сократится из-за возможных штрафов и судебных издержек. VW уже выделил 6,5 млрд евро на связанные со скандалом расходы, а мэр Вольфсбурга объявил о замораживании ряда бюджетных проектов, включая строительство парковки у больницы и восстановление бассейна. Также есть опасения, что будет урезан бюджет местного футбольного клуба VfL Wolfsburg, принадлежащего концерну и выступающего в Лиге чемпионов UEFA.

Руководитель профсоюза VW Бернд Остерлох попытался убедить сотрудников, что их рабочим местам пока ничто не угрожает. «В ноябре бонусы будут выплачены в любом случае, - заявил он недавно. - Мы не расплачиваемся за проступки группы менеджеров». Но многие сомневаются, что сокращений удастся избежать. Местный житель Гюнтер Вольф и вовсе ждет более масштабных экономических последствий - для всей Германии. По его мнению, одними из основных будут «снижение продаж автомобилей и потеря рабочих мест».

В Вольфсбурге также распространено мнение, что VW обвинили несправедливо. «Меня раздражает, что вопросы нам задают американцы, а не, например, Китай. Я думаю, что США это делают умышленно», - говорит Бендорф.

«Что загрязняет воздух? Не только автомобили, а также самолеты, крупные грузовики, грузовые корабли. В США много что загрязняет атмосферу, но их, видимо, это не беспокоит», – отмечает сотрудник «Автоштадта», тематического парка, на строительство которого VW на рубеже веков выделил огромные средства. Также он упомянул прошлогодний скандал вокруг автомобилей General Motors, из-за дефекта замков зажигания которых погибло более 10 человек: «По крайней мере, мы [VW] никого не убили».

В «Автоштадте» клиенты VW могут забрать купленные автомобили из специальных стеклянных башен, и пока не похоже, что их привязанность к автопроизводителю ослабла. «Я не думал, что они [руководство VW] будут настолько глупы. Наверное, они думали, что им это сойдет с рук», – говорит нидерландский владелец дизельного VW Passat Роберт ван дер Шеер. Но он не собирается из-за скандала переходить к другому автопроизводителю: «VW – хороший бренд, очень солидный. Я, несомненно, в следующий раз снова куплю автомобиль VW».

Тем не менее жители Вольфсбурга сильно обеспокоены, как скандал отразится на них самих. По словам Бендорфа, пять лет назад он построил себе дом в городе. «Смогу ли я продать его и по какой цене – это целиком зависит от VW», – говорит он.

Не сморозить лишнего

Серьезно встревожены и топ-менеджеры VW в Вольфсбурге. Один из них описывает настроение коллег словами «паника» и «возмущение». Немногие из них знают, какими будут для автопроизводителя масштаб и последствия скандала, а отставка гендиректора концерна Мартина Винтеркорна только усилила беспокойство. «Здесь царит всеобщая паранойя. Все задаются вопросами - на ком лежит ответственность и что могут обнаружить те, кто проводит расследование», – утверждает человек, близкий к нескольким топ-менеджерам.

Из-за корпоративной культуры VW, не допускавшей открытого инакомыслия, многие менеджеры чувствовали себя «задавленными», говорят сегодня некоторые из них. Поэтому новый гендиректор концерна Маттиас Мюллер заявил, что хочет ее изменить. «Я жду и настаиваю на открытости и честности. Мне нравится, когда сотрудники высказывают свою убеждения и подкрепляют их хорошими аргументами. Я приветствую конструктивную критику на всех уровнях», - сказал он, выступая перед 22 000 сотрудников в Вольфсбурге.

Для проведения расследования VW наняла американскую юридическую фирму Jones Day, которая изучает тысячи документов и электронных писем. Но прибытие ее специалистов в Вольфсбург сделало обстановку более напряженной. «Люди здесь понимают, что это вопрос американской юрисдикции и решения здесь принимают американские юристы. И любой, кто не будет держать язык за зубами, потеряет работу», – говорит человек, близкий к руководству VW. По его словам, люди понимают, что здесь кроется что-то «гигантских масштабов», но они «шокированы, рассержены, обеспокоены и боятся сморозить что-нибудь не то».

Как утверждает один из менеджеров VW, после того как разразился скандал, он находится в офисе каждый день с семи утра до полуночи. Сейчас люди нередко проводят на работе и по 19 часов в день, добавляют те, кто знаком с ходом расследования.

Перевел Алексей Невельский