Минфин недоволен тем, как госкомпании тратят субсидии
Нужно усилить контроль за бюджетными деньгами – в том числе изъять доход от их размещения в банкахМинистерство финансов ищет новые способы мобилизации доходов в бюджет. Одно из его предложений состоит в том, чтобы сэкономить на поддержке госкомпаний и госкорпораций, обсуждается также возможность изъять у них же заработанное на средствах, выделенных в качестве господдержки.
Первая из мер содержится в проекте бюджета на 2016 г., который в четверг одобрило правительство: госкомпании будут обязаны переводить неизрасходованные остатки бюджетных средств на счета Федерального казначейства. Все средства, накопившиеся у госкомпаний до 1 января 2016 г., должны быть переведены с банковских счетов на единые счета казначейства не позднее 1 марта 2016 г., говорится в проекте.
Но есть в этом документе и исключения: точно не придется подобного делать Внешэкономбанку, а также госкомпаниям, список которых составит само правительство.
В 2014 г. такие взносы госкомпаниям составили 382,4 млрд руб. – с учетом средств фонда национального благосостояния, направленных на покупку привилегированных акций банков, свидетельствуют данные Счетной палаты. На инвестиционные проекты госкомпаний в 2014 г. было направлено только 13% от всех взносов и к концу 2014 г. неизрасходованными остались 84,4 млрд руб., говорится в документах Счетной палаты.
Второе предложение пока только обсуждается. Минфин предлагает обязать госкомпании поделиться процентами, которые они заработали на размещении остатков бюджетных средств на депозитах банков, рассказал федеральный чиновник и подтвердил высокопоставленный чиновник: эти доходы могут пойти в бюджет. Об этой идее слышал также сотрудник Минэкономразвития.
В проекте бюджета на 2016 г. этой меры пока нет, лаконичен в комментариях представитель Минфина.
Серьезно идея не обсуждалась, говорит высокопоставленный чиновник: не факт, что там скопились большие доходы и удастся собрать большие суммы. На размещенных на депозитах средствах госкомпании заработали не менее 7,4 млрд руб., свидетельствуют данные Счетной палаты.
Деньги госкомпаниям выделяются, но оседают на счетах в банках и выводятся из бюджетного оборота, сетовал еще в марте министр финансов Антон Силуанов.
Свободные деньги
Остаток бюджетных средств, полученных ранее группой «Русгидро» в виде взносов в уставные капиталы входящих в нее компаний, составляет 1 млрд руб., рассказал «Ведомостям» представитель генерирующей компании. У Фонда ЖКХ на 1 октября 2015 г. свободных средств – 44,3 млрд руб., свидетельствуют данные, опубликованные на сайте фонда. У госкорпорации «Ростех» остаток средств имущественного взноса на 1 января 2015 г. составляет 22,6 млрд руб., следует из отчета компании. По данным Счетной палаты, в 2012–2014 гг. в виде имущественных взносов основного акционера РЖД получила 190,2 млрд руб., Россельхозбанк – 75 млрд руб., Агентство кредитных гарантий – 50 млрд руб. Представители Россельхозбанка, Агентства кредитных гарантий и «Ростеха» не ответили на запросы «Ведомостей», представитель РЖД отказался от комментариев.
Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова предлагала выделять в виде взносов в уставные капиталы средства только на тот год, в который планируется их использовать. Ужесточение контроля за господдержкой началось с регионов и еще в 2012 г. – средства на инвестиционные программы им перечисляются через Федеральное казначейство. А с 2015 г. такой же механизм действует для госкомпаний и госкорпораций.
Речь идет о десятках миллиардов рублей (см. врез), согласен представитель Минфина: это последовательные шаги повышения бюджетной дисциплины. Никаких конфискационных мер применяться не будет, успокаивает он, деньги останутся в распоряжении госкомпаний, но уже на счетах казначейства.
Мера затронет не только госкомпании, но и коммерческие банки, зарабатывающие на неизрасходованных средствах госкомпаний, признает чиновник Минфина, но существенного влияния на фондирование банков это не окажет. Банки получают от размещенных госкомпаниями денег хороший доход, не согласен предправления крупного банка, а теперь они могут лишиться этих дополнительных средств. Деньги, скорее всего, находились в банках с госучастием, поэтому на их фондировании перевод в казначейство сильно не отразится, говорит председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин.
Идея Минфина правильная, если государственные средства не используются, в кризис справедливее их вернуть на счета казначейства, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Но госкомпании вместо того, чтобы отдавать средства казначейству, начнут вкладывать в любые проекты, лишь бы хоть как-то участвовать в освоении бюджетных средств, опасается она.
Иногда компании просто вынуждены размещать деньги на счетах, не согласен сотрудник крупной строительной компании: получили взнос на строительство, провели конкурс, а победитель конкурса обанкротился.
«Русгидро» пытается решить проблему распределения сэкономленных средств еще с 2012 г., говорит представитель генерирующей компании, но механизм возврата таких средств в бюджет или порядок определения новых целей для их использования до сих пор не закреплен.
Сам факт возврата субсидий прошлых лет практически в каждом бюджете говорит о том, что неизрасходованных средств много, констатирует Суслина.
Контроля за расходованием средств госкомпаний действительно не хватает, поддерживает Вьюгин, предложения Минфина логичны. Меры полезны, согласна руководитель Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова, но нужно пойти дальше – сейчас взносы в уставные капиталы вносятся даже без финансового обоснования. Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс предлагает Минфин: четко указывать, на какие инвестиции выделяются субсидии. Для этого будет введен механизм адресных инвестиционных программ – и не только для самих госкомпаний, но и для их «дочек». А пока госкомпании живут с избыточной занятостью и низкой производительностью труда, заключает Акиндинова.