Мэрия Москвы простимулирует управы платными парковками

Москва оставит районам заработанные деньги от платных парковок, налоги от сдачи в аренду квартир горожанами и патентной системы
Одним из источников финансирования районных управ станут доходы от платных парковок
Одним из источников финансирования районных управ станут доходы от платных парковок / А. Гордеев / Ведомости

С 2016 г. районы столицы полностью получат доходы от платных парковок, патентов для индивидуальных предпринимателей, а также НДФЛ от сдачи квартир в аренду, сообщил руководитель департамента экономической политики и развития города Максим Решетников. Так городские власти рассчитывают стимулировать управы больше зарабатывать.

Районные управы Москвы получают такие дополнительные стимулирующие ассигнования с 2013 г. Сейчас эти средства составят примерно 28% от общих расходов управ (всего в 2015 г. – 1,598 млрд руб.). Управы получают половину доходов от патентной системы налогообложения и НДФЛ от сдачи в аренду квартир, а также 20% собранной платы за парковки. Передача управам этих доходов полностью увеличит их финансирование на 28% по сравнению с 2015 г. – более 7,2 млрд руб. (см. график).

Власти рассчитывают, что доходы от парковок увеличатся на 775 млн руб. (см. график), а от патентной системы налогообложения, напротив, снизятся на 42 млн руб.

Половина всех собранных средств будет распределяться между округами старой Москвы пропорционально численности населения. Другая половина распределена исходя из доли округов в собранных доходах, говорит представитель департамента экономической политики. Такое решение принято для выравнивания финансирования районов, продолжает он, ведь платные парковки есть не во всех районах, а управы должны быть заинтересованы в популяризации на своих территориях патентов, легализации рынка аренды жилья.

Сейчас средства направляются на благоустройство (в том числе текущий и капитальный ремонт дворовых территорий) управами по согласованию с депутатами муниципальных округов. Со следующего года перечень работ расширится: добавляется приведение в порядок парков и улиц, установка шлагбаумов, создание благоприятной городской среды для маломобильных горожан – инвалидов, граждан с детскими колясками. Речь идет о работах, которые будут вестись по инициативе жителей, но на них не заложены средства в бюджете города, уточняет представитель департамента.

За первое полугодие расходы Москвы на так называемое благоустройство составили около 48 млрд руб., отмечает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, если расходы на образование упали на 12%, то на благоустройство они не сокращались. «Москва тратит на эти цели 5% бюджета – это феноменальные цифры! В других регионах это 1–2%», – замечает она.

Федеральный центр последние годы тоже пытается ввести стимулирующие элементы в свои финансовые взаимоотношения с регионами, комментирует аналитик S&P Карен Вартапетов: «Однако стимулирующие трансферты утопают в большом объеме разнородных трансфертов и оказывают очень слабое влияние». Инициативу московских властей он расценивает как очень сложную задачу – в условиях отсутствующей фискальной автономии префектур. Кроме того, фонд стимулирования «исчезающе мал» на фоне расходной части бюджета города (1,6 трлн руб.). В мировой практике применяются два подхода к повышению качества работы нижестоящих органов власти, продолжает он: «Предоставление автономии, в этом случае стимулы создаются финансовыми рынками и избирателями, или жесткий административный и финансовый контроль вышестоящих органов власти при высоких требованиях к качеству бюрократии».

Цель этой инициативы – попытка переложить на управы два дела, считает Зубаревич: активизировать поиск нелегальных арендодателей и чтобы управы доносили до граждан, что платные парковки расширяются для их же пользы. Но Зубаревич сомневается, что цель будет достигнута: «Москва на фоне других городов – достаточно благоустроенный город, дорожное строительство финансируется из других источников, от «цветочков» и «плиточек» москвичи немного подустали. А жители домов за пределами Садового, где будут появляться платные парковки, будут протестовать. Нельзя из всего города делать одну платную парковку».

Одним из источников финансирования районных управ станут доходы от платных парковок