Госкомпании теряют свободу закупок
Им придется размещать заказы по тем же строгим процедурам, что и государствуНекоторые госкомпании уже закупают только перечисленными в законе о контрактной системе способами. Еще в 2014 г. было разработано положение о закупках, в котором были учтены отдельные требования более строгого закона о госзакупках, говорит представитель РЖД: конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, с 2012 по 2014 г. доля закупок у единственного поставщика сократилась с 61 до 37%. Уже давно 99% закупок так и проводится и все на электронных площадках, говорит представитель «Росатома». «Роснефть» стремится активно внедрять тендерные процедуры, говорит ее представитель.
Изменение системы закупок госкомпаний обсуждалось вчера на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова, сообщил представитель его секретариата. Это комплексные изменения, а не косметические правки, настоящая реформа, говорит министр открытого правительства Михаил Абызов. Готовятся изменения об ограничении числа способов закупок и полный переход на электронные закупки, за исключением гостайны, подтвердил представитель Минэкономразвития.
Госкомпании, естественные монополии и частные компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (электро-, газо-, тепло- и водоснабжением, утилизацией твердых бытовых отходов), пока могут сами определять процедуру закупок. Таких способов Минэкономразвития насчитало более 2700: «по результатам переговоров», «прямой поиск», «нерегламентированная закупка», «отбор», «закупки на основе устойчивых хозяйственных связей», «мелкая закупка». Самым экзотическим было «прямое описание легализации договоренности», говорит гендиректор Агентства по госзаказу Татарстана Яков Геллер.
Первоначально Минэкономразвития предлагало упорядочить мелкие закупки – до 200 млн руб. Принятые Госдумой в первом чтении поправки вводили для них ограниченный перечень конкурентных способов (конкурс, аукцион, запрос котировок и предложений) либо закупку у единственного поставщика.
«Шувалов сказал: зачем нам полумеры?» – говорит один из участников совещания. Шувалов одобрил изменение системы не только для мелких заказов, т. е. все закупки госкомпаний предложено проводить по строго определенным процедурам, знают два участника совещания. Кроме того, по их словам, решено обязать госкомпании проводить в электронном виде все закупки, а не 40%, как предполагалось изначально. Поправки могут быть внесены ко второму чтению законопроекта, чтобы уже осенью закон был принят. Изменения вступят в силу с 2017 г.
Площадки для госкомпаний
В России более 150 электронных торговых площадок, на которых проходят закупки госкомпаний (данные Минэкономразвития на июль 2015 г.). За первое полугодие 2015 г. госкомпании разместили на них заказ на 1,9 трлн руб. – 24% их закупок.
Об этом же Шувалов говорил на коллегии ФАС в среду: «Мы должны обеспечить равный и прозрачный доступ к ресурсам крупных компаний – пусть это будут компании с госучастием или исключительно частные». Фактически принятые решения означают возврат законопроекта к его первоначальной редакции, отмечает директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов: «Это было для нас приятным сюрпризом». Введение закрытого перечня способов мелких закупок преподносилось как поддержка малого и среднего бизнеса. Лучшим способом поддержки будет не принуждение заказчиков закупать у них определенную долю, а прозрачная система закупок, говорит Чемерисов.
Шувалов поручил обсудить предложения на форуме в Сочи на площадке открытого правительства с участием ФАС, Минэкономразвития, госкомпаний, представителей бизнес-объединений, говорит Абызов.
Если электронные площадки и единая информационная система будут работать эффективно, перевод всех закупок в электронный вид позволит снизить затраты компаний на проведение торгов и риски претензий контролирующих органов, говорит Абызов. Существующих сейчас площадок более чем достаточно для обеспечения 100% закупок госкомпаний, считает Геллер. Пять площадок, на которых размещается госзаказ, загружены на 0,1%, рассказывает он, если прибавить еще 7–10 площадок, то мощности хватит на все закупки госкомпаний.
Компании с госучастием изобретали виды закупок, чтобы регулировать порядок их проведения самостоятельно, говорит зампред правления НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа» Светлана Медведева. Например, могли не заключать договор по итогам закупки с победителем, ссылаясь на то, что передумали закупать. Нужно не только уточнять название способов закупок, но и ужесточать их процедуры, предлагает она.
Полностью перевести все закупки на электронные площадки пока невозможно, говорит эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский: не решен вопрос с участием иностранцев, с коммерческой тайной, с электронной цифровой подписью. Ограничение способов закупки идет вразрез с мировой практикой, настаивает он, в большинстве стран популярны не тендеры, а партнерства – компании покупают сырье для производства по долгосрочным контрактам, по конкурсам выбирается поставщик стандартных материалов.