Поправки в закон о конкуренции сократят давление на бизнес
Но за правительством закрепляется право устанавливать условия договоров компанийГосдума приняла во втором чтении четвертый антимонопольный пакет (поправки в закон о конкуренции). Это самый либеральный из всех пакетов, который направлен на поддержку бизнеса, заявил руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев во вторник в Госдуме, документ предусматривает сокращение административных ограничений для бизнеса и снижение участия государства в экономике (см. врез).
Дискуссия вокруг поправок шла больше года. В конце 2013 г. ФАС внесла в правительство вариант проекта, против тогда выступили Минэкономразвития, Федеральная служба по тарифам и Минюст. К лету 2014 г. ФАС доработала проект, в сентябре он прошел первое чтение в Госдуме. В январе 2015 г. ФАС подготовила ко второму чтению новый проект поправок, они почти не касались спорных норм, но вводили новые. В процессе согласования ФАС пришлось отказаться от доступа к налоговой тайне, распространения антимонопольного регулирования на интеллектуальную собственность, исключен контроль сделок госмонополий. ФАС не получила право определения порядка проведения конкурсов по приватизации государственного и муниципального имущества.
Но устранить все риски бизнесу не удалось. Так, правительство поддержало идею ФАС ввести правила недискриминационного доступа (ПНД) для компаний с долей на рынке больше 70%. Сейчас ПНД действуют только для монополий. Они определяют условия заключения договоров с контрагентами – вплоть до принципов определения цены. В них содержится перечень товаров, цены на них, принудительная продажа товаров на торгах, если на рынке возник дефицит, порядок определения потребителей, которых компания обязана обслужить. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предлагал вводить такое регулирование временно – например, на шесть месяцев или лишь для конкретных отношений.
Либеральная ФАС
Законопроект запрещает ФАС внеплановые проверки малого и среднего бизнеса без санкции прокурора.
По всем статьям сначала компаниям будут посылать предупреждение и только потом возбуждать дело.
Жалобы на решения территориальных органов будут рассматривать президиум и апелляционная коллегия ФАС. Это позволит выровнять практику по стране, рассматривать даже сложные жалобы быстрее, объяснял ранее Артемьев.
Нельзя будет признать доминирующей компанию с долей менее 35%. Наконец, ФАС сможет сконцентрироваться на крупных делах и больше не заниматься проблемами «дачников», согласна Нестеренко.
ФАС сможет отказать при согласовании создания ГУПов и МУПов.
Нарушение правил недискриминационного доступа, которые устанавливают порядок доступа к услугам по передаче электроэнергии, теперь не будут считаться нарушением антимонопольного законодательства. За такие нарушения компаниям будет грозить только фиксированный административный штраф, а не оборотный в размере 1–15% от прибыли на том рынке, где было допущено нарушение.
Согласно поправкам определять правила сможет правительство. Именно эти нормы вызвали наибольшие дискуссии, заявил председатель комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков (цитата по «Интерфаксу»). «Это было связано в том числе с так называемым «синдромом Пикалева», когда один доминирующий субъект выставлял дискриминационные условия другому», – объяснил он, теперь такие конфликты будут регулироваться постановлениями правительства.
К третьему чтению ФАС должна описать рекомендации по правилам, в частности, будут утверждены или дополнены ПНД в сфере железнодорожного транспорта, авиации, передачи электроэнергии, к портам, к почтовой связи. Угроза в том, что правила могут быть приняты после однократного нарушения антимонопольного законодательства, объясняет партнер Goltsblat BLP Николай Вознесенский, нет никаких условий для ограничения этого инструмента. Срок, на который принимаются ПНД, характер нарушения не прописаны, продолжает он, для бизнеса это создает неопределенность. Если компания хоть раз проиграет ФАС в суде дело о доминирующем положении и ее доля на рынке превышает 70%, то она обязана работать по ПНД, пока ее доля не упадет, предупреждает Вознесенский. Хотя сложные ситуации и будут регулироваться постановлением, пока совершенно не понятно, как эти нормы будут работать, говорит президент Объединения корпоративных юристов Александра Нестеренко. ПНД показали свою эффективность для госмонополий – они упрощают доступ потребителей к товарам и услугам, объясняет представитель ФАС, аналогичные правила для всех компаний сократят нарушения в отдельных секторах экономики
Трудности для бизнеса может создать и упразднение реестра лиц с долей на товарном рынке больше 35%, говорят опрошенные «Ведомостями» юристы. Например, налоговики обычно рекомендуют компаниям тщательно оценивать своих контрагентов, рассказывает руководитель направления по обеспечению конкурентной деятельности крупной компании, при отборе контрагентов компании в том числе ориентировались на реестр ФАС. Кроме того, без реестра компании могут и не знать о своем доминировании, говорит Нестеренко. Бизнес давно просил упразднить реестр монополистов, в нем действительно содержится много недостоверных данных, говорит Вознесенский, но теперь компаниям будет труднее обжаловать вывод ФАС о ее доминирующем положении. Придется в одном судебном процессе рассматривать сразу два вопроса: и доминирование, и конкретное правонарушение, объясняет он, а возражать ФАС по двум фронтам сложнее. Необходимо создавать базу по анализу рынка, которая бы постоянно обновлялась, рекомендует он.