Почти четверть роста поступлений налогов связана с повышением их собираемости
Но не стоит считать администрирование стабильным источником доходов, призывают экспертыБолее трети (35%) прироста налоговых поступлений по прибыли и НДС обеспечено налоговым администрированием», – заявил руководитель ФНС Михаил Мишустин на коллегии ведомства в четверг. Всего повышение собираемости принесло в консолидированный бюджет за семь месяцев 225 млрд руб., рассказал он, это около четверти прироста налоговых доходов (рост с 7,5 трлн до 8,4 трлн руб.). В последние годы налоговое администрирование обеспечивает порядка 25–27% увеличения сборов, отмечает представитель ФНС.
Внедрены автоматизированные системы контроля (АСК) за возмещением и вычетами НДС, сокращается задолженность, сами компании после работы с ними доплачивают налоги, больше дел выигрывается в суде, перечисляет представитель ФНС. Суды в 77% случаев выносили решение в пользу бюджета, в январе – июле поступило 103 млрд руб., сообщил Мишустин. Эта сумма частично входит в 225 млрд руб., пояснили в ФНС.
В 2013 г. ФНС запустила автоматизированную систему контроля (АСК), которая позволила активнее бороться с незаконным возмещением НДС из бюджета. В этом году заработала АСК НДС-2, которая позволяет проверить уже законность вычетов; она охватывает все цепочки транзакций. Больше ничем невозможно объяснить рост поступлений НДС на 18% за январь – июль, говорит чиновник финансово-экономического блока.
Сборы выросли
4,2 трлн руб. составили налоговые поступления в федеральный бюджет за семь месяцев, что на 17% больше, чем годом раньше, в консолидированный – 8,4 трлн руб. (рост на 12%). Поступления налога на прибыль выросли на 17%, НДС – на 18%
На собираемость повлияли и другие меры, например система управления поведением налогоплательщиков, говорит замруководителя ФНС Даниил Егоров: проверка одной компании вынуждает целый рынок отказываться от незаконных схем. Серьезно обелился рынок импортеров бытовой техники, сейчас вместе с Центробанком идет работа на ювелирном рынке, рассказывает он. На собираемость налогов влияет работа не только ФНС, но и Центробанка, говорит Егоров: расчистка банковской системы, работа с банками, с платежными системами – все это повышает собираемость.
Юристы считают, что рост собираемости связан и с ужесточением практики. Несмотря на профессиональный рост, улучшение электронного оснащения и подготовки кадров, эффект дало также сращивание судебной системы и налоговиков, наблюдающееся в последнее время, говорит управляющий партнер «Пепеляев групп» Сергей Пепеляев. Суды применили пробюджетный подход там, где раньше могли встать на сторону налогоплательщика, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, в одном суде так и сказали: эх, если бы вы год назад пришли – хотя нормы не менялись. Один налоговый инспектор рассказал, что теперь он выигрывает дела, о которых раньше и не мечтал, добавляет Пепеляев.
У налогового ведомства другая позиция. ФНС ввела систему обязательного досудебного урегулирования споров, до судов доходят только дела с качественной доказательной базой, с судебной перспективой, объясняет замруководителя службы Сергей Аракелов. Кроме того, изменены подходы к контрольной работе, продолжает он: сократилось число проверок, до всех налоговых органов доводится единая правовая позиция, улучшилось качество администрирования, все это отражается на решениях судов.
Улучшение администрирования – основной резерв для роста налоговых поступлений и во втором полугодии, считает Мишустин. Но этот ресурс ограничен, полагает федеральный чиновник: по мере улучшения администрирования возможности увеличивать таким способом поступления будут снижаться. Не стоит рассчитывать на администрирование как на стабильный и серьезный источник доходов бюджета, согласна Александра Суслина из Экономической экспертной группы.