Китайские города пустеют из-за нового экономического курса

Благосостояние многих городов обеспечивали ныне закрытые промышленные предприятия
Во многих китайских городах закрываются промышленные предприятия, бывшие там крупнейшими работодателями, что подрывает экономическую и социальную стабильность/ Aly Song/ Reuters

Десятилетиями рост экономики Китая обеспечивала тяжелая промышленность, но теперь она переживает спад из-за снижения спроса и избыточных инвестиций. Правительство пытается переориентировать гигантскую экономику страны, делая упор на увеличение потребительских расходов, развитие сферы услуг и технологического сектора. Но из-за этого во многих китайских городах закрываются промышленные предприятия, бывшие там крупнейшими работодателями, что подрывает экономическую и социальную стабильность.

Когда в городе Чэнду в конце марта закрылся работавший 57 лет металлургический завод госкомпании Pangang Chengdu Steel & Vanadium (Panchenggang), около 16 000 рабочих остались без традиционного для них источника средств к существованию, получив лишь денежную компенсацию. Среди них был и 42-летний Дэнь Ваньинь, вся жизнь которого была связана с этим заводом. До него там работал его отец, в предоставленном предприятием многоквартирном доме он встретил свою будущую жену, а их дочь училась в школе при заводе. Поддержка рабочих промышленными госкомпаниями даже в трудные времена была важным элементом политики Коммунистической партии. «Когда я услышал новости, я ощутил полную пустоту, – говорит Дэнь. – Я никогда не думал, что это случится».

Получив компенсацию, примерно равную зарплате за шесть лет (около $24 000), Дэнь должен был найти работу, чтобы оплачивать учебу дочери в колледже. Он устроился на небольшое подразделение Panchenggang по производству труб, которое не было закрыто. Зарплата его осталась прежней, но он лишился льгот. Также рабочие теперь вынуждены добираться на работу своим ходом, а не на специальных автобусах, отменены бесплатные обеды. «Раньше многие на заводе говорили, что будут работать там до пенсии, но теперь никто не доверяет компании», – отмечает Дэнь.

Panchenggang — крупнейший государственный металлургический завод, который будет закрыт в Китае за последние 60 лет. Большая часть его производственных мощностей (2 млн т в год) будет законсервирована, говорят городские чиновники. Это редкий случай для такой политически и экономически важной отрасли. С тех пор как Китай начал закрывать мелкие и средние госкомпании в 1990-х гг., крупные становились только больше, в конечном счете обеспечивая работой 4 млн человек. Сейчас производство стали в стране составляет около 800 млн т в год.

Китайская промышленность развивалась несмотря на большой избыток мощностей, что негативно отразилось на мировых рынках и рентабельности предприятий. С января 2012 г. цены на сталь в Китае снизились на 60%, в том числе из-за проблем строительного сектора. Хоть спад начал ощущаться в конце 2014 г., некоторые металлургические компании и зависящие от их работы органы местного самоуправления старались не закрывать предприятия.

Эта ситуация напоминает события, произошедшие несколько десятилетий назад в «ржавом поясе» в США — промышленном регионе от Детройта до Балтимора, где были сосредоточены металлургические предприятия. Так, тысячи жителей покинули Цинбайцзян, промышленный район Чэнду, в поисках работы. В нем растет уровень мелкой преступности, а на когда-то оживленных улицах висят объявления и сдаче недвижимости в аренду. По словам владеющей местным магазином Лу Юфань, она больше не может позволить себе платить ренту в размере 700 юаней ($110) в месяц, хотя во время расцвета Panchenggang 10-15 лет назад легко могла зарабатывать 3000 юаней в месяц. Тогда ее минимаркет закрывался в два часа ночи из-за большого числа ходивших туда холостых рабочих, но теперь работает только до девяти часов вечера, хотя немногие пожилые клиенты уходят намного раньше. «Кто мог подумать, что важное госпредприятие закроется? Я никогда не думала, что это возможно», – говорит Лу.

Panchenggang также продала окружную больницу в Цинбайцзяне частной компании, которая реорганизовала ее и предложила выходное пособие 115 докторам и другим сотрудникам. Опустевшие здания в округе стали местом схода преступных группировок и перестрелок, согласно сообщениям государственных СМИ, которые подтвердила местная полиция. «Безопасность еще не стала основной проблемой, но чаще стали появляться «зайцы», которые убегают, не оплатив проезд», – жалуется Лу Цилянь, 70-летний водитель велорикши.

Государственные чиновники рисуют богатое будущее с развитием туризма и городского строительства. В октябре 2014 г. городская администрация Чэнду представила план превращения промышленного комплекса в Цинбайцзяне в технологический парк и центр развития интеллектуальных производственных систем. Но пока компаний из этих отраслей там не появилось. Также власти пытаются поддержать население, предлагая программы переобучения; их прохождение необходимо для получения пособия по безработице (максимум в течение двух лет) в размере 1500 юаней в месяц. Биржа труда предлагает варианты трудоустройства, но рабочие говорят, что это последний и наименее эффективный способ поиска работы.

Поэтому инвесторы по всему миру обеспокоены, что переход на новый экономический курс может оказаться слишком трудным для Пекина и Китай перестанет быть двигателем роста мировой экономики. Так, промышленное производство в июле продолжило сокращаться, снизившись на 6%. Для сравнения: 10 лет назад темпы его роста составляли 23%. Цель роста ВВП в этом году, равная 7%, – самая низкая для Китая за последние четверть века.

Дэнь уверен, что следующее поколение местных жителей уже не будет работать на металлургических предприятиях. Поэтому он намерен отправить дочь учиться в один из престижных университетов в Пекине и говорит, что она сможет сама выбрать для себя карьеру, но «только не в металлургической отрасли».

Перевел Алексей Невельский