Правительство запускает систему взимания штрафов с тяжелых грузовиков за перевес

Создавать ее смогут и регионы, и концессионеры
Грузовики получат карту штрафов
Грузовики получат карту штрафов / А. Махонин / Ведомости

Нужно синхронизировать «преступление и наказание»: вводить плату и штрафы для фур одновременно, объясняет чиновник аппарата правительства. Сейчас в правительстве обсуждается тариф для фур в 3,06 руб./км, он будет индексироваться на инфляцию. Собирать платежи за проезд по решению премьера Дмитрия Медведева будет «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС): пополам принадлежит Игорю Ротенбергу и «РТ-инвесту» (25,01% принадлежит «Ростеху»). Кредит на создание системы (27 млрд руб.) дал Газпромбанк, срок – 12 лет, т. е. до конца концессии. Бюджет оплатит всю систему в рассрочку за счет собранных средств – по 10,6 млрд руб. в год. Система контроля веса – не профиль РТИТС, занимающейся сбором платежей, а не штрафов, уточнил вчера представитель компании.

Вице-премьер Аркадий Дворкович согласовал план дорожной карты по борьбе с перегрузом грузовых автомобилей на всех видах дорог: федеральных, региональных и муниципальных (опубликована на government.ru). Цель – установить системы видеофиксации и автоматического контроля веса и габаритов грузовиков массой свыше 12 т, для которых с 15 ноября проезд по федеральным дорогам станет платным.

Владельцы автодорог (например, Росавтодор, госкомпания «Автодор», муниципалитет или концессионер) получат полномочия создать систему фиксации правонарушений, передавать данные в ГИБДД и Ространснадзор, финансировать обработку и рассылку постановлений о штрафах. А Ространснадзор сможет останавливать и задерживать автомобили с перевесом. К IV кварталу 2020 г. Росавтодор и «Автодор» устроят 387 пунктов автоматического контроля.

Прощай, права

Злостные нарушители правил о проезде «12-тонников», т. е. водители, пойманные повторно на перевесе, останутся без прав уже к началу следующего года, говорится в дорожной карте.

Систему взимания штрафов проще администрировать не муниципалитетам, а компаниям, которые эксплуатируют дорогу, считает исполнительный директор по автомобильным перевозкам ГК «Желдорэкспедиция» Андрей Блинов. Такие примеры уже есть: в Забайкальском крае и в Нижнем Новгороде концессионеры будут создавать мониторинговый центр для обработки данных, систему фиксации нарушений ПДД, организовывать почтовую рассылку штрафов, но деньги собирает государство, рассказывает Наталия Резниченко из KPMG.

В начале 2015 г. руководитель Росавтодора Роман Старовойт поддержал просьбу регионов ввести плату за проезд большегрузного транспорта и по местным дорогам, а Минтранс подготовил поправки в закон. Регионы смогут создавать системы взимания платы, которые могут подключиться к федеральной или заключить концессионное соглашение с компанией, построившей дорогу.

Нужно законодательно обязать местные власти отдавать часть штрафов на ремонт дорог, считает Блинов. В других странах частные инвесторы привлекаются для создания и эксплуатации интеллектуальных транспортных систем, можно связать в будущем новую систему с системой фиксации нарушений ПДД, рассуждает Резниченко.