Жизненно важные лекарства могут подорожать для государства
Приходится выбирать меньшее из зол, говорят эксперты: сейчас участвовать в госзаказе невыгодноРазрешить включать надбавки в цену жизненно важных лекарств при госзакупках предлагает Минэкономразвития в проекте поправок в закон о контрактной системе (копия есть у «Ведомостей»).
Сейчас закон запрещает госзакупки по цене выше, чем зарегистрированная производителем в реестре Минздрава. Но она не включает, например, оптовые надбавки, которые дистрибуторы применяют при коммерческих продажах, чтобы покрыть расходы на транспортировку и хранение. В среднем по России оптовая надбавка – 12%, подсчитал директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов, они сильно отличаются в зависимости от региона. В Москве, например, надбавки для препаратов дешевле 50 руб. могут составить 20% цены производителя, для препаратов от 50 до 500 руб. – 15%, дороже 500 руб. – 10%, в Санкт-Петербурге – 20, 15, 14% соответственно, в Сахалинской области – 43, 25, 15%.
Рассмотреть возможность включения надбавок в начальную цену контракта поручил в мае вице-премьер Аркадий Дворкович (копия поручения есть у «Ведомостей»). В проекте поправок Минэкономразвития предлагает учитывать надбавки, но при закупке с начальной ценой до 10 млн руб. Чаще всего закупки больниц проходят как раз в этих границах, говорит директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов. Поправки сейчас особенно актуальны: после разгона инфляции и падения курса рубля некоторые зарегистрированные цены оказались ниже уровня рентабельности, торги срываются из-за нежелания участвовать в них, поясняет он.
Сейчас в России выпускается 413 международных непатентованных наименований жизненно важных лекарств из 608, по данным Минздрава. Но от курса рубля зависят практически все российские фармпроизводители – либо закупают импортные субстанции и технологии, либо развиваются на кредиты, которые часто привлекали в валюте, поясняет Мелик-Гусейнов. По оценке Минздрава, весь фармацевтический рынок России в 2014 г. составил 919 млрд руб. В 2015 г. вырастет до 1,286 трлн руб., прогнозирует IMS Health. Мелик-Гусейнов оценивает рынок жизненно важных лекарств в 450 млрд руб.: 200 млрд – закупки больниц, 100 млрд – федеральные программы, 130 млрд – региональные, 20 млрд – ведомственные закупки.
Дистрибуторы требуют от производителя возместить расходы на логистику, говорит заместитель гендиректора фармацевтического холдинга Stada CIS Иван Глушков, переговоры обычно заканчиваются отказом и дистрибутор не поставляет препарат компании на тендер. Заказчики пытаются обходить закон – например, минздрав Нижегородской области получил в марте предписание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) за то, что объединил закупку лекарств и услуг на поставку их в аптеки. После писем Минэкономразвития о том, что надбавки не могут включаться в цену, многие заказчики столкнулись с отсутствием заявок на участие в торгах, знает гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок Сергей Габестро. Компании просто не участвуют в торгах из-за низкой предельной цены, отмечает старший вице-президент Ipsen по России и СНГ Марина Велданова. Около 40% конкурсов и аукционов на закупки лекарств отменяется или переносится, а большинство таких госзакупок – это именно жизненно важные препараты, говорит Мелик-Гусейнов. Проблему надо решать как можно скорее – из-за отменяющихся аукционов под угрозой запасы жизненно важных лекарств в регионах, прогнозирует он. Представителю Минздрава неизвестно о случаях срыва поставок жизненно важных лекарств.
Предложение Минэкономразвития оформило как поправки ко второму чтению в законопроект, который уже находится в Госдуме. Минэкономразвития направило поправки в Минздрав и ФАС. Представители обоих ведомств не комментируют законопроект по существу.
Расходы на госзакупки жизненно важных лекарств не обязательно увеличатся, считает Чемерисов: изменение процедуры привлечет на торги больше участников, вырастет конкуренция, в результате цена (к которой потом будет прибавляться надбавка) может падать ниже уровня, зарегистрированного в реестре. Сложно прогнозировать, как изменятся расходы государства, согласен Мелик-Гусейнов. Покупателей в аптеках изменение правил не затронет, однако рост цен для государства может сократить его покупательные способности и привести к дефициту, а очереди на получение жизненно важных препаратов вырастут, предупреждает Мелик-Гусейнов: «Но надо выбрать меньшее из зол – или повысятся цены на лекарства, или их вообще не будет».