Кто будет взимать экологические сборы с бизнеса

Росприроднадзор может возглавить министр природных ресурсов Татарстана Артем Сидоров
У Росприроднадзора две внутренние проблемы, которые лежат на поверхности и с которыми столкнется новый руководитель, замечает руководитель программ Greenpeace
У Росприроднадзора две внутренние проблемы, которые лежат на поверхности и с которыми столкнется новый руководитель, замечает руководитель программ Greenpeace / Сидоров Артем / twitter.com

Назначить Сидорова руководителем Росприроднадзора предложил министр природных ресурсов Сергей Донской. Представление направлено в правительство, сообщил пресс-секретарь Минприроды.

Сидоров должен заменить врио руководителя службы Амирхана Амирханова. Он занимал эту должность после ухода Владимира Кириллова, возглавлявшего Росприроднадзор с января 2008 г. и ставшего вице-губернатором Санкт-Петербурга в ноябре прошлого года.

Амирханов 1952 года рождения и не проходит по возрастному цензу, Сидоров «молод, инициативен, энергичен», объясняет выбор Донского чиновник Минприроды. Сидоров служил пять лет в МВД, прошел всю местную вертикаль власти, работал в управлении по борьбе с нарушениями охраны окружающей среды, последние пять лет занимал пост профильного министра в Татарстане, но он все-таки чиновник, а не защитник природы или профессиональный эколог, характеризует Сидорова его знакомый.

Со следующего года на службу будет возложена задача взимать экологический сбор с импортеров и производителей. Проект сбора продвигал заместитель Донского – Ринат Гизатулин. «Он насмерть за него стоял, когда его принимали в 2014 г. С прошлого года все были уверены, что именно Гизатулин – основная кандидатура на пост главы Росприроднадзора и что он сам начнет собирать те гигантские экологические сборы, что нам грозят», – объясняет сотрудник одной из ассоциаций бизнеса. Донской не стал комментировать «Ведомостям» причины выбора кандидатуры Сидорова.

В проектах постановлений правительства, подготовленных Минприроды, ставки сбора составляли 1,5–4,5% от себестоимости 1 т или единицы продукции без учета НДС. Но 1 июня премьер Дмитрий Медведев на совещании в правительстве по неналоговым платежам поддержал идею моратория до 2019 г.

Весной представитель РАТЭК оценивал ежегодные выплаты в сумму до $500 млн. В конце августа несколько ассоциаций производителей предупреждали правительство, что внезапное введение сбора приведет «к сворачиванию инвестпроектов, росту цен, инфляционной нагрузке на товары широкого спроса в 3–5%, росту цен на продукцию до 10%, снижению производства и сокращению рабочих мест». Год назад гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов в письме президенту Владимиру Путину оценивал платежи в 30 млрд руб. в год, а Мин­экономразвития – дополнительные расходы бизнеса в 50–60 млрд руб. без учета косвенных издержек. Пока Минприроды продолжает готовить необходимые для запуска сбора нормативные акты.

У бизнеса немало проблем с Росприроднадзором, говорит сотрудник Торгово-промышленной палаты: Минприроды не оценивает влияние своих инициатив на бизнес, а Росприроднадзор еще и по-своему толкует их с точки зрения своих KPI. Одна из задач службы – стимулировать предприятия обновлять мощности под угрозой штрафов, отмечает Евгений Ицаков из

РАНХиГС. У Росприроднадзора две внутренние проблемы, которые лежат на поверхности и с которыми столкнется новый руководитель, замечает руководитель программ Greenpeace Иван Блоков: в штате всего около 2500 инспекторов против 19 000 в США и уровень оплаты их труда, особенно на местах, невысок, что влияет на квалификацию кадров. Второй проблемой Блоков называет схему, при которой руководителям территориальных управлений службы приходится согласовывать свои действия с губернаторами.

У Росприроднадзора две внутренние проблемы, которые лежат на поверхности и с которыми столкнется новый руководитель, замечает руководитель программ Greenpeace