Сделан первый шаг к объединению налоговой и таможенной служб

Их данные будут собираться в единую автоматизированную систему
На первом этапе речь идет только об общей автоматизированной системе налоговиков и таможенников
На первом этапе речь идет только об общей автоматизированной системе налоговиков и таможенников / М. Стулов / Ведомости

Как сообщили «Ведомостям» два высокопоставленных чиновника и подтвердили два профильных, создается единая автоматизированная система, агрегирующая данные и от Федеральной налоговой службы (ФНС), и от Федеральной таможенной (ФТС): решение в правительстве уже принято. Это переход к единому администрированию, говорят собеседники «Ведомостей», на втором этапе возможно объединение ФНС и ФТС и ФТС будет закреплена за Минфином так же, как ФНС.

Не один год уйдет на создание системы, думает чиновник Минфина. Система уже создается: ФНС и ФТС вместе ведут проект, упрощающий подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте, сообщает представитель ФНС (АСК НДС-2; см. врез на стр. 04).

«Разработка системы была поручена [руководителю ФНС Михаилу] Мишустину, в ФНС сейчас самые сильные технологии – есть понимание, что их надо более широко использовать», – объясняет высокопоставленный чиновник: ФНС и Сбербанк, по сути, главные дата-центры для правительства.

Руководство ФТС будет сменено, знает другой чиновник. Третий высокопоставленный чиновник осторожен: [руководитель ФТС Андрей] Бельянинов давно просился уйти, решения нет. Представитель ФТС, пресс-секретари первого вице-премьера, премьера и президента отказались от комментариев. У президента идея еще не обсуждалась, знает федеральный чиновник.

Если все будет определять ФНС, новая система скорее всего будет похожа на АСК НДС-2, говорит чиновник, близкий к ФНС.

Это логичный шаг на пути к тотальному контролю за транзакциями, объясняет партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин: налоговики будут видеть уплату НДС поставщиками не только на внутреннем рынке, но и при ввозе товара в Россию. Есть две основные схемы занижения НДС при сером импорте, знает он.

ФНС и НДС

Система работает так. Однодневка покупает товар и продает другой компании, добавленная стоимость должна облагаться НДС, но однодневка налог не платит, а выводит деньги, а компания, купившая товар, предъявляет НДС к возмещению. АСК НДС-2 обнаруживает неуплату НДС, и это повод отказать в возмещении конечному покупателю.

Либо занижается таможенная стоимость товара, говорит Щекин, либо товар растаможивается не по своему виду товарной номенклатуры. Дальше товар легализуется: фирмы-однодневки покупают у импортера товар по заниженной цене и перепродают в несколько раз дороже нормальному налогоплательщику; НДС должен быть заплачен с большой разницы, но не платится. Формально и импортер, и конечный покупатель закон не нарушают, его нарушает посредник, который исчезает, продолжает Щекин, АСК НДС-2 и сейчас может выявить такого посредника, но новая система позволит увидеть транзакции по всей цепочке с ввоза товара.

Партнер адвокатского бюро A2 Михаил Александров говорит, что мебель как древесину импортеры уже не завозят, но, к примеру, при ввозе обуви есть простор для разной квалификации. По части позиций ставки установлены специфические (твердая сумма), по части – адвалорные (процент от стоимости) или комбинированные. Если дорогую обувь классифицировать по позиции с твердой ставкой, можно сэкономить, знает он.

Другая типичная схема – лжеэкспорт: экспортер получает возмещение НДС, а товар фактически за границу не вывозится, продолжает Александров. Прежде такие схемы процветали, напоминает Щекин, к примеру, вывозилось больше шкур коров, чем зарегистрировано коров в России, но ФНС навела порядок. Возмещение НДС при экспорте происходит только после того, как таможня подтвердит факт экспорта, часто на это уходит полгода, это забирает оборотные средства. В правительстве возникла идея упростить процедуру (возмещать без подтверждения экспорта), но Минфин и администрация президента опасались, что лжеэкспортная схема вернется. Единая система на базе АСК НДС-2 устранит эти риски, обещает представитель ФНС.

Крупнейшие экспортеры давно этого ждали, радуется сотрудник крупной нефтяной компании.

Данные по АСК НДС-2 пока только анализируются, но уже можно сказать, что выявлено много проколов, рассказывает федеральный чиновник, совершенствование системы даст еще лучшие результаты.

Это и оптимизация в госорганах – ФТС и ФНС часто борются с одними, по сути, махинациями, радуется руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина, например с нарушением трансфертного ценообразования. Компании показывают одни сведения в ФТС, а другие – в ФНС, знает она. До сих пор таможенники не обменивались с налоговиками информацией по счетам-фактурам, не было единой базы, с помощью которой можно выявить однодневки, согласна советник по вопросам таможенного права компании «Альта-софт» Марина Лякшева.

Таможенные платежи и так сведены в единую систему, возражает Александров, по ее данным формируется контролируемая таможенная стоимость, а сбор НДС на таможне устроен так, что масштабное мошенничество вряд ли возможно. Но взаимная увязка систем позволит лучше увидеть товарные потоки, согласен он.

ФНС серьезно повысила прозрачность и упростила администрирование, может, и уровень таможенного администрирования повысится, надеется сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Данных компаниям предоставлять в большем количестве не придется, успокаивает Щекин, но сливать службы не стоит.

Баландина солидарна: бизнесу это не нужно, лучше решить проблему контролирующих органов на границе, а то, к примеру, судовладельцы бегают между пограничниками, таможенниками, ветеринарными и санитарными службами.