«Автодор» переносит сроки конкурса по ЦКАД
Правительство решает, готово ли платить за инфляционные риски дорожных строителей«Автодор» перенес сроки подачи конкурсных предложений по III и IV секциям – с сентября на 15 и 22 октября. Причина – правительство до сих пор не приняло решение об изменении схемы финансирования строительства.
На первом этапе конкурса в декабре были отобраны пять претендентов: «Северо-Восточная магистраль» (консорциум УК «Лидер» и РФПИ), «СОК 24 раша» (ВТБ и Vinci), «Инвест финанс» (Газпромбанк и ООО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко), Автодорожная строительная корпорация (ДСК «Автобан» и испанская Sacyr Concessiones S.L.), а также «Кольцевые магистрали столицы» (основной участник «Стройгазконсалтинг», позднее консорциум отказался от участия).
На втором этапе консорциумы должны представить ценовые предложения. Сроки сдвигаются второй раз: в марте «Автодор» перенес их на 3 сентября и 10 сентября.
Еще в январе потенциальные концессионеры обратились к «Автодору» и Минтрансу с просьбой учесть инфляционные и курсовые риски – в связи с падением курса рубля. Инфляционные риски и изменение макроэкономических параметров – одна из основных причин сдвига сроков, объясняет Евгений Мазур из НЭО Центра.
«Автодор» направил в правительство обновленную финансовую модель, говорил в феврале предправления госкомпании Сергей Кельбах, предложив платежи по капитальному гранту привязать к ставке инфляции на момент платежа. Схема уже используется в проекте участка трассы М11 Москва – Санкт-Петербург с 543-го по 684-й км. Новая схема предусматривает учет инфляции к инвестиционому платежу.
Представители вице-премьера Аркадия Дворковича и Минтранса вопрос о сроках решения правительства переадресовали в «Автодор». Отсутствие распоряжения правительства не повлияет на сроки проектов, уверен представитель «Автодора»: время отбора увеличивается за счет сокращения сроков финансового закрытия сделок до четырех-пяти месяцев. По его словам, итоги конкурса на III секцию должны быть подведены не позднее 16 ноября, IV секции – 23 ноября.
Практика «Автодора» показывает, что переговоры с победителем конкурса на стадии финансового закрытия занимают до полугода, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Политическая значимость проекта и жесткие сроки будут стимулировать концессионера и «Автодор» закрыть сделку в сжатые сроки, считает она.
Чтобы успеть к чемпионату мира по футболу, строители должны выйти на эти секции ЦКАД в I квартале 2016 г., считает Мазур: технически это возможно, если обеспечить полноценное и бесперебойное финансирование и четкую координацию действий всех участников процесса – концессионера, «Автодора», Минтранса и Минфина.
«Пока это гадание на кофейной гуще, все может сложиться – если материализуется фактор политической воли, как при принятии решения, так и при соблюдении сроков строительства», – говорит представитель одного из концессионеров.
Участники рынка отмечают, что в более выгодном положении «Северо-Восточная магистраль» и «СОК 24 раша». За первым стоит УК «Лидер», которая может финансировать проект через нерыночные облигации, говорит один из участников конкурса. Преимущество второго – в ВТБ: банк может предоставлять финансирование для подрядчиков.
Сейчас сами банки предлагают плавающие ставки, но никто не соглашается: непонятно, как изменится ситуация и сколько придется платить, рассуждает советник Dentons Илья Скрипников. По его мнению, деньги реально привлечь, если стройка сможет получить дешевое проектное финансирование от ЦБ.