«Автодор» переносит сроки конкурса по ЦКАД

Правительство решает, готово ли платить за инфляционные риски дорожных строителей
На втором этапе консорциумы должны представить ценовые предложения
На втором этапе консорциумы должны представить ценовые предложения / М. Стулов / Ведомости

«Автодор» перенес сроки подачи конкурсных предложений по III и IV секциям – с сентября на 15 и 22 октября. Причина – правительство до сих пор не приняло решение об изменении схемы финансирования строительства.

На первом этапе конкурса в декабре были отобраны пять претендентов: «Северо-Восточная магистраль» (консорциум УК «Лидер» и РФПИ), «СОК 24 раша» (ВТБ и Vinci), «Инвест финанс» (Газпромбанк и ООО «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко), Автодорожная строительная корпорация (ДСК «Автобан» и испанская Sacyr Concessiones S.L.), а также «Кольцевые магистрали столицы» (основной участник «Стройгазконсалтинг», позднее консорциум отказался от участия).

На втором этапе консорциумы должны представить ценовые предложения. Сроки сдвигаются второй раз: в марте «Автодор» перенес их на 3 сентября и 10 сентября.

Еще в январе потенциальные концессионеры обратились к «Автодору» и Минтрансу с просьбой учесть инфляционные и курсовые риски – в связи с падением курса рубля. Инфляционные риски и изменение макроэкономических параметров – одна из основных причин сдвига сроков, объясняет Евгений Мазур из НЭО Центра.

«Автодор» направил в правительство обновленную финансовую модель, говорил в феврале предправления госкомпании Сергей Кельбах, предложив платежи по капитальному гранту привязать к ставке инфляции на момент платежа. Схема уже используется в проекте участка трассы М11 Москва – Санкт-Петербург с 543-го по 684-й км. Новая схема предусматривает учет инфляции к инвестиционому платежу.

Представители вице-премьера Аркадия Дворковича и Минтранса вопрос о сроках решения правительства переадресовали в «Автодор». Отсутствие распоряжения правительства не повлияет на сроки проектов, уверен представитель «Автодора»: время отбора увеличивается за счет сокращения сроков финансового закрытия сделок до четырех-пяти месяцев. По его словам, итоги конкурса на III секцию должны быть подведены не позднее 16 ноября, IV секции – 23 ноября.

Практика «Автодора» показывает, что переговоры с победителем конкурса на стадии финансового закрытия занимают до полугода, говорит юрист Herbert Smith Freehills Яна Иванова. Политическая значимость проекта и жесткие сроки будут стимулировать концессионера и «Автодор» закрыть сделку в сжатые сроки, считает она.

Чтобы успеть к чемпионату мира по футболу, строители должны выйти на эти секции ЦКАД в I квартале 2016 г., считает Мазур: технически это возможно, если обеспечить полноценное и бесперебойное финансирование и четкую координацию действий всех участников процесса – концессионера, «Автодора», Минтранса и Минфина.

«Пока это гадание на кофейной гуще, все может сложиться – если материализуется фактор политической воли, как при принятии решения, так и при соблюдении сроков строительства», – говорит представитель одного из концессионеров.

Участники рынка отмечают, что в более выгодном положении «Северо-Восточная магистраль» и «СОК 24 раша». За первым стоит УК «Лидер», которая может финансировать проект через нерыночные облигации, говорит один из участников конкурса. Преимущество второго – в ВТБ: банк может предоставлять финансирование для подрядчиков.

Сейчас сами банки предлагают плавающие ставки, но никто не соглашается: непонятно, как изменится ситуация и сколько придется платить, рассуждает советник Dentons Илья Скрипников. По его мнению, деньги реально привлечь, если стройка сможет получить дешевое проектное финансирование от ЦБ.