Минэкономразвития: кадастровую цену недвижимости должно определять государство

Министерство предлагает передать эти функции бюджетным учреждениям
Сейчас кадастровую оценку проводят частные компании, а заказывают региональные и местные власти
Сейчас кадастровую оценку проводят частные компании, а заказывают региональные и местные власти / Е. Разумный / Ведомости

Минэкономразвития предложило Агентству стратегических инициатив (АСИ) переписать дорожную карту «Совершенствование оценочной деятельности» (копия письма есть у «Ведомостей»). Ведомство считает, что определять кадастровую цену должно фактически само же государство, а регулироваться она должна отдельным законом (проект поправок в закон об оценочной деятельности размещен на regulation.gov.ru). АСИ пока не ответило Минэкономразвития, рабочая группа по этому вопросу еще не собиралась, говорит представитель агентства.

Цена кадастра

На подпрограмму «Создание системы кадастра недвижимости (2006–2012 гг.)» было выделено 41,6 млрд руб. из федерального бюджета. По данным Счетной палаты, половина из них была потрачена с нарушениями – 2,5 млрд руб. составили нецелевые расходы, 5,8 млрд израсходовано неэффективно, еще 8,2 млрд – «безрезультатные расходы», а 5,1 млрд Росреестр вообще не имел права тратить. На повышение качества данных кадастра в ФЦП «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2019 гг.)» выделено более 3,5 млрд руб.

Сейчас кадастровую оценку проводят частные компании, а заказывают региональные и местные власти. За качеством оценки следят саморегулируемые организации оценщиков. После того как заказчик утвердит оценку, Росреестр вносит данные в Государственный кадастр недвижимости и передает в ФНС. С 2015 г. кадастровая стоимость применяется для расчета налога на имущество для физических лиц в 28 регионах, остальные должны перейти до 2020 г. Налог на имущество организаций рассчитывается с кадастровой стоимости с 2014 г.

Действующая система кадастровой оценки показала свою неполноту, растет число споров, сообщает представитель Минэкономразвития. За семь месяцев 2015 г. в судах было 3831 такое дело, по данным Росреестра. Половина из обращений не рассмотрена и 31% удовлетворен. Проблемы не только с ценой, но и с границами участков, констатирует партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский.

По законопроекту заниматься кадастровой оценкой и ее пересмотром будут государственные бюджетные учреждения (ГБУ) при региональных и местных властях. Они же будут принимать жалобы на ошибки. Минэкономразвития также разработало методологию для оценщиков – она готовится к внедрению в тестовом режиме, сообщает его представитель, вопрос, сколько денег потребует реорганизация, «находится в проработке».

Московской области не придется создавать новое учреждение, передал через представителя заместитель председателя правительства региона Александр Чупраков, уже существует ГБУ по развитию земельно-имущественного комплекса. При этом расходы бюджета области на кадастровую оценку могут быть снижены на 40%, отмечает он, на последнюю кадастровую оценку было потрачено 123 млн руб. за три года. Рынок оценки по всем регионам, если проводить ее один раз в 3–5 лет, примерно 5,5 млрд руб., говорит генеральный директор Ассоциации российских магистров оценки Елена Петровская.

Качество оценки сейчас страдает не из-за методологии, а из-за исходных данных: кадастровый паспорт содержит гораздо меньше информации, чем было в паспорте БТИ, – не понятно, кирпичный или панельный дом, нет данных об износе, данные о вводе объекта в эксплуатацию ошибочные, часто отсутствует разрешенное использование земельного участка, отмечает Петровская. Получаем, например, объект «скважина глубиной 450 000 км», т. е. уже на Луне бурим; или «подвал с надземной постройкой 2009 этажей», говорит генеральный директор компании «Мунерман и партнеры» Илья Мунерман.

Смущает, что определение кадастровой стоимости отдают регионам, в бюджет которых идет налог на имущество, т. е. возникает опасность намеренного завышения оценки, говорит замруководителя рабочей группы АСИ Юлия Усова.