Минфин предложил изменить налогообложение для нефтяников

Нефтяники боятся, что налог на добавленный доход увеличит нагрузку на многие месторождения
Минфин предлагает нефтяникам поделиться выигрышем от девальвации
Минфин предлагает нефтяникам поделиться выигрышем от девальвации / Andrey Rudakov / Bloomberg

«Роснефть», «Газпром нефть» и «Башнефть» пока изучают эффект от новых параметров закона Минфина, говорят их представители. Представители двух последних компаний надеются, что Минфин не забудет и про стимулы. Но первое впечатление – Минфин предлагает жесткие условия и скорее выбрал такой подход: «Хотели НДД? Получайте».

Нефтяников может ждать изменение налоговых правил: Минфин разослал по министерствам и компаниям презентацию с параметрами законопроекта (копия есть у «Ведомостей») о налоге на добавленный доход (НДД).

Минэнерго предложило снизить налоговую нагрузку на выработанные месторождения с помощью налога на финансовый результат (НФР; см. врез); законопроект уже внесен в Госдуму. Минфин счел, что это очередная адресная льгота, а давать льготы нефтяникам, меньше всех пострадавшим в кризис, – безумие, и предложил не торопясь ввести НДД для всех месторождений.

Конкурент

Минэнерго поддерживает НФР – налог на разницу между доходами от продажи нефти и расходами на ее добычу и транспортировку, капитальные затраты списываются ускоренно (дополнительно 40% за четыре года). Ставка – 60%. Сначала будет введен на 16 пилотных месторождениях. В предложенных параметрах НФР предназначен только для уже выработанных проектов, причем для высокозатратных, для всей отрасли он не подходит – поэтому Минфин и считает его адресной льготой.

В июле председатель правительства Дмитрий Медведев поддержал Минэнерго, а Минфину поручил к середине 2016 г. разработать законопроект в дополнение к НФР. Минфин не смирился, он намеревается предложить свой вариант закона не в дополнение, а как альтернативу НФР, замминистра финансов Сергей Шаталов уже предупредил нефтяников о таких планах министерства.

Ставка НДД будет фиксированной – 70%, сообщает Минфин в презентации, а налоговой базой послужит расчетная выручка от добычи сырья минус расчетные транспортные затраты, экспортная пошлина и НДПИ, а также минус фактические операционные расходы (кроме транспортных) и капитальные вложения. НДД начинает взиматься только тогда, когда окупятся все затраты компании плюс она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. НДД применяется и для старых, и для новых месторождений, но исторические затраты учитываются только для новых – до года введения налога.

Очень хорошее предложение для нефтяников, комментирует идею Минфина федеральный чиновник.

Есть и ограничение: все затраты – с учетом убытков прошлых лет – не должны превышать за период $20 за баррель. Затраты списываются – просто не сразу – и переносятся в базу будущего периода, успокаивает федеральный чиновник: они будут еще и проиндексированы на инфляцию.

Сохранятся экспортная пошлина, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка – 30%, а при достижении положительной базы по НДД повышается до 40%.

Закон об НФР не предусматривал сохранения НДПИ вовсе.

Минфин по крайней мере уже готов обсуждать систему налогообложения, основанную на финансовых результатах, как для новых, так и для действующих месторождений, но ставки НДПИ и НДД и правда достаточно жесткие и должны будут корректироваться, разделяет мнение компаний партнер EY Алексей Кондрашов.

Главный экономист Vygon Con­sulting Сергей Ежов обнадеживает: при параметрах Минфина для разрабатываемого месторождения со средними затратами уровень налогов будет примерно соответствовать текущему уровню или даже ниже – выигрыш составит не более $1 за баррель. При росте затрат налоговые обязательства снижаются при НДД, в таких параметрах увеличение на $1 приводит к налоговой экономии 56 центов по сравнению с действующей системой. А для типового нового месторождения в Восточной Сибири переход на НДД будет выгоднее даже с учетом каникул по НДПИ.

Но в концепции Минфина все равно есть серьезные недостатки – ограничение издержек уровнем $20 за баррель и повышение НДПИ с 30 до 40% при достижении положительной базы по НДД, указывает Кондрашов. Перенос затрат на следующий период лишь смягчит этот негативный эффект. Средний уровень по новым и несложным проектам – около $10 за баррель, но при применении методов увеличения нефтеотдачи пластов затраты – около $30 за баррель, следует из данных Нефтегазового центра ЕY. При такой низкой планке по издержкам даже в случае роста цен на нефть компании не будут заинтересованы вернуться к проектам с высокими затратами, предупреждает Кондрашов. Так что, по его мнению, если и ограничивать, то не в абсолютном, а в процентном отношении от выручки.

Минфин предлагает нефтяникам поделиться выигрышем от девальвации

Такое ограничение – встроенный механизм сдерживания неэффективных капвложений, настаивает федеральный чиновник: «Если позволить сразу все списать полностью, эффективность мало будет волновать, будет две альтернативы деньгам – бурить на них или платить ими налоги, выбор очевиден».

Еще один спорный момент – негибкая ставка; по словам нефтяников, «Роснефть» направляла Минфину свой законопроект, в котором предлагала не фиксированную, а плавающую ставку, растущую по мере роста R-фактора (отношение накопленных доходов к накопленным расходам). Но гибкость в налогообложении проектов на разных стадиях при НДД достигается за счет налоговой базы, а не за счет ставки, указывает Кондрашов, а R-фактор в мире не применяется уже лет 15: каждый скачок на более высокую ставку болезнен, компании стремятся искусственно увеличивать расходы, чтобы не достичь более высокой ставки.

Минэнерго пока изучает предложения Минфина, но в целом не против; цель – не воевать, а добиться консенсуса, говорит чиновник, близкий к Минэнерго. Наконец, Минфин допускает стимулирование через новый налоговый режим не только новых, но и выработанных месторождений, а это прогресс, радуется чиновник; первый этап в эволюции принятия новой идеи – «этого не может быть» – уже пройден.

Судьбу нефтяников решит Кремль. Минфин делает большую ставку на президента. Учитывая сложный бюджетный процесс – резать надо даже социальные расходы, – по идее, нагрузку на нефтяников можно было бы даже увеличить, замечают несколько финансовых чиновников: по данным с начала года, у них сейчас все неплохо.

Расчеты EY это подтверждают: фактическая очищенная от налогов выручка в рублях даже выше, чем до обвала цен на нефть, – она выросла август к августу примерно на 12% (причины – девальвация и особенности налоговой системы).

Многие из нефтяников понимают, что они – самая очевидная жертва для Минфина, и просят чиновников не устраивать такое бурное обсуждение налогов в отрасли, рассказывает один из чиновников.

Но шансы благоприятного для отрасли сценария – законопроекта об НФР уже в этом году – по-прежнему очень высоки, обнадеживает высокопоставленный чиновник: «Если бы президент был в корне против такой идеи, премьер не поддержал бы ее публично; сталкиваться публично из-за такой темы они сейчас не будут».