РЖД – первый претендент на размороженные пенсионные накопления
Вкладывать в бумаги монополии предлагают чиновники, многие НПФ не противЛетом чиновники решили взять на себя роль посредников и помочь госкомпаниям реального сектора привлечь пенсионные накопления. Они организовали серию встреч в Минэкономразвития представителей НПФ и госкомпаний. Договорились с частью НПФ, что значительная часть денег (см. врез) должна пойти на покупку облигаций РЖД, рассказали участник совещаний и федеральный чиновник и подтвердил высокопоставленный чиновник.
Против вложений по указке выступал НПФ электроэнергетики (один из акционеров – «Открытие»), рассказывают участники встречи: хотели вложить эти деньги в другие проекты. Должна быть конкуренция среди эмитентов, объясняет представитель НПФ электроэнергетики: квоты на покупку бумаг госкорпораций, обязательная покупка какой-то бумаги снижает эффективность вложений. И принципиально важно соотношение доходности и уровня риска, а не ассоциированность эмитента с государством, подчеркивает представитель. Он отмечает, что НПФ уже и так инвестировал в инфраструктурные проекты с приемлемой доходностью (облигации «Магистрали двух столиц»).
Представитель РЖД отказался от комментариев, представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова сказал, что правительство заинтересовано в таких инвестициях в реальный сектор, но о конкретных бумагах он не слышал.
Финансово-экономический блок рассчитывает на эти деньги, подчеркивает один из чиновников: инвестиции в реальный сектор были одним из аргументов в споре о сохранении накопительной пенсионной системы, ликвидация которой обсуждалась весной. Эти длинные деньги – альтернатива расходам бюджета, в котором не хватает денег на господдержку, приводили доводы представители финансово-экономического блока.
Список претендентов и сильных лоббистов на деньги большой – «Роснефть», «Автодор», ФСК, «Интер РАО», перечисляют участники встреч в Минэкономразвития. Например, обсуждались инвестиции в бумаги «Роснефти» примерно на 500 млрд руб., компания заявляла, что ничего не просила, а НПФ сами предложили ей свои деньги. Сейчас главный претендент – РЖД, говорят федеральные чиновники: рентабельность просела из-за непомерно раздутых издержек, а замораживание тарифов ее добило. Бросать компанию нельзя, говорит один из чиновников: это чувствительная отрасль, сбои могут привести к социальным взрывам.
Сколько денег у НПФ
По данным Минфина, на 1 июля пенсионные накопления составляли 3,6 трлн руб., из них 1,7 трлн руб. – в НПФ. За II квартал они выросли на 564,6 млрд руб., НПФ уже вложили 128,8 млрд руб. в ценные бумаги реального сектора, в том числе в бумаги РЖД – 22 млрд руб. Сколько всего РЖД может получить, пока неизвестно, но у НПФ есть только 10%-ная квота на каждого эмитента.
План заимствований РЖД на этот год составлял 100 млрд руб., в июле компания увеличила его до 127 млрд руб. С начала года РЖД, по данным Bloomberg, разместила шесть выпусков примерно по 15 млрд руб. В мае пенсионные фонды выкупили 15-летние облигации РЖД на сумму более 20 млрд руб. – это 67% всех выпущенных монополией бумаг, сообщала компания. На «поддержание финансовой устойчивости» в 2016 г. РЖД нужно 130 млрд руб., если стоимость грузоперевозок повысится на 7,5% (такая цифра заложена в макроэкономическом прогнозе Минэкономразвития), если на 10% – то 100 млрд.
В этом году доходности бумаг РЖД сроком от 10 до 25 лет составили от 11,65 до 16,8%. На совещаниях РЖД предложила десятилетние бонды с плавающей ставкой «инфляция плюс 1–2 п. п.», рассказывали участники встреч. Многие НПФ посчитали ставку низкой: аналогичные бумаги Минфина с индексируемым купоном приносят сопоставимую доходность при более высокой ликвидности. НПФ хотели премию в 2–3 п. п., отказываясь добровольно инвестировать на иных условиях.
Но в итоге пришли к выводу, что, в принципе, бумаги РЖД – не самый худший вариант, объясняет топ-менеджер финансовой компании: «Они квазисуверенные, по сути, риски государства, хоть и не прямые, а косвенные, и за это получаешь еще 1%». «Роснефть», к примеру, вообще не хотела давать премию, продолжает собеседник «Ведомостей»: «Они просто поставили фонды перед фактом – нам нужны деньги по такой-то цене». Когда эмитент, пусть даже госкомпания, дает хоть какую-то премию к доходности суверенного долга, это уже приемлемые условия, считает он.
Ранее бывший президент РЖД Владимир Якунин предлагал ввести требование для НПФ вкладывать минимум 10% накоплений в инфраструктурные облигации. Письмо с этим предложением Якунин направлял премьер-министру Дмитрию Медведеву. Введение определенных квот пока лишь обсуждается, хотя даже Минфин их поддерживает, говорит чиновник министерства. Ранее ведомство предлагало установить обязательную минимальную долю таких бумаг в инвестпортфеле НПФ и позволить им выкупать выпуск бумаг целиком. «Мы им [НПФ] говорим: давайте будем честны – эти деньги достались вам, по сути, без особых усилий и, если вы не будете помогать государству, наращивая инвестиции, мы не сможем отстаивать ваши интересы перед социальным блоком», – признает другой чиновник финансового блока правительства.