Закупки госкомпаний должны стать инновационными хотя бы на 2%

Минэкономразвития решило стимулировать спрос на высокотехнологичную продукцию
Госкомпании вкладывают в инновационные программы около 16% выручки, говорится в исследовании ВШЭ, растет финансирование таких проектов. Выросло и соотношение расходов к выручке
Госкомпании вкладывают в инновационные программы около 16% выручки, говорится в исследовании ВШЭ, растет финансирование таких проектов. Выросло и соотношение расходов к выручке / М. Стулов / Ведомости

С 2016 г. госкомпаниям может быть вменено в обязанность закупать не менее 2% инновационной и высокотехнологической продукции в год от суммы заключенных контрактов. А у малого и среднего бизнеса придется покупать такой продукции не менее чем на 1% от суммы заключенных контрактов. Такие поправки в закон о закупках госкомпаний опубликованы на regulation.gov.ru.

С 2018 г. нормы увеличатся до 5 и 2,5% соответственно, говорится в документе. Это способ стимулировать спрос на высокотехнологическую продукцию и дать новые возможности малому и среднему бизнесу, пояснил представитель Минэкономразвития. Малый и средний бизнес получит доступ к заказам госкомпаний, сможет развивать и внедрять свои технологии, уверен федеральный чиновник. В 2014 г. «Газпром» заключил договоров на 817 млрд руб., «Роснефть» – на 1,4 трлн, РЖД – на 904,9 млрд руб.

Мало обязать госкомпании закупать инновационную продукцию, уверен замдекана факультета инновационно-технологического бизнеса Академии госслужбы Виктор Яшин, нужна продукция, пользующаяся спросом.

Сейчас госкомпании вкладывают в инновационные программы около 16% выручки, говорится в исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ), растет и финансирование таких проектов: с 2010 по 2013 г. с 172 млрд до 391 млрд руб. Выросло и соотношение расходов к выручке – с 1,5% в 2010 г. до 2% в 2013 г., но главным образом за счет бюджета. Всего 10 госкомпаний обеспечили 80% прироста внебюджетного финансирования. Вклад внебюджетных источников в инновации вырос за три года всего на 0,2%.

Бюджетных средств все больше тратят космические предприятия, для добывающих компаний такого вывода сделать нельзя, сообщает Михаил Голанд из ВШЭ.

Бюджетных средств в выручке «Алросы» нет, уверяет ее представитель: единственный покупатель за счет бюджета – Гохран, а он не покупал алмазы «Алросы» с 2013 г., но инвестиции «Алросы» в программу инноваций в 2014 г. – 2,7 млрд руб.

Согласно годовому отчету госкорпорации «Ростех», затраты на инновационные исследования составили 77,3 млрд руб., из них внебюджетных средств – 21,8 млрд руб. Программа инновационного развития «Газпрома» финансируется только за счет компании, рассказал «Ведомостям» ее представитель.

Рост расходов не помогает госкомпаниям создавать радикально инновационные проекты, отмечают авторы исследования: в основном деньги идут на модернизацию производственных мощностей, а не на прорывные технологии. К примеру, в 2013 г. компании транспортного сектора 15% выручки направляли на покупку оборудования, связанного с инновациями, и только 1% – на разработку инноваций. Стоимость инновационных товаров выросла с 2010 по 2013 г. почти втрое – с 250 млрд до 736 млрд руб., но качество остается низким, пишет ВШЭ: только 15% товаров полностью соответствуют требованиям и 23% – частично.

Госкомпании вкладывают в инновационные программы около 16% выручки, говорится в исследовании ВШЭ, растет финансирование таких проектов. Выросло и соотношение расходов к выручке

Из всех инновационных проектов только 1–2% отвечают необходимым критериям, говорит Аркадий Пасерба из Академии госслужбы, главная проблема – отсутствие нужного управления и правильного распределения ресурсов.

Ухудшение экономической ситуации усложняет инновационный процесс: рост производительности труда несырьевых компаний замедлился с 10% в 2011 г. до 3% в 2013 г., пишет ВШЭ. Компаниям придется искать выходы на новые рынки, в том числе импортозамещающей продукции, заключают авторы исследования.

В подготовке статьи участвовала Александра Терентьева