Росавтодор оценил стоимость проезда тяжелых фур по федеральным трассам в 3,06 рубля за 1 км

Минэкономразвития хочет снизить тариф минимум втрое
Плата за проезд по федеральным трассам должна взиматься с грузовиков массой свыше 12 т начиная с 15 ноября
Плата за проезд по федеральным трассам должна взиматься с грузовиков массой свыше 12 т начиная с 15 ноября / А. Астахова / Ведомости

Размер платы за проезд тяжелых грузовиков – 3,06 руб./км – согласован с Минтрансом и Минэкономразвития, снижать его «еще больше нет смысла», заявил в понедельник руководитель Росавтодора Роман Старовойт (цитата по «Интерфаксу»). Пока тариф согласован только с Минтрансом, уточнил представитель Росавтодора.

Плата за проезд по федеральным трассам должна взиматься с грузовиков массой свыше 12 т начиная с 15 ноября. Утвержденный весной тариф составлял 3,73 руб./км. Тогда Росавтодор оценивал годовые сборы в 50–60 млрд руб., они должны были уйти в дорожный фонд, а также на оплату услуг концессионера – «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС, по 10,6 млрд в год). Компания (в равных долях принадлежит фонду «РТ-инвест» и сыну Аркадия Ротенберга Игорю) была назначена решением премьера Дмитрия Медведева единственным исполнителем.

Цена системы

РТИТС оценивала стоимость создания системы взимания платы в 29 млрд руб., из которых 27 млрд руб. даст Газпромбанк и еще 2 млрд руб. добавит сама РТИТС.

Но позднее правительство решило не повышать нагрузку на бизнес по неналоговым платежам и начался спор о тарифе. Минэкономразвития предложило снизить его до 0,64 руб./км и ввести трехлетний мониторинг на повышение. По расчетам министерства, ровно столько нужно, чтобы рассчитаться с РТИТС.

Росавтодор и Минтранс выступили против столь радикального снижения. Чтобы рассчитаться с РТИТС, тариф должен составлять 94 коп., говорил ранее Старовойт «Интерфаксу». Минэкономразвития согласилось на 0,97 руб./км, но и при таком тарифе не оставалось денег для финансирования строительства дорог. Получалось, что система будет работать лишь для того, чтобы государство могло расплатиться с РТИТС.

Минэкономразвития по-преж­нему настаивает на радикальном снижении тарифа, говорит его представитель, оно предлагало варианты – от 0,64 до 1 руб. до 2019 г. Представитель Минтранса отказался от комментариев, предложив обратиться в Росавтодор, а там перенаправили в правительство. Предложения могли уйти в правительство с разногласиями, считает человек, близкий к Росавтодору, знакомый с ходом дискуссии о тарифе. При тарифе в 3,06 руб. сборы могут достигнуть 40 млрд руб. в год, говорит человек, близкий к Росавтодору.

Проезд фуры, например, от Москвы до Владивостока обойдется при таких расценках почти в 30 000 руб. (см. таблицу). Тариф в 3 руб. – это 25% от затрат на топливо, логистическим и транспортным компаниям придется поднимать расценки на свои услуги, говорит исполнительный директор по автомобильным перевозкам ГК «Желдорэкспедиция» Андрей Блинов, это станет еще одним фактором роста цен на товары. К тому же оплачивать проезд придется заранее, когда машина только собирается выехать, продолжает он, это тоже дополнительные издержки. С платой можно было бы смириться, «если появятся качественные дороги, которые позволят экономить время, т. е. давать выигрыш перевозчикам, но пока такого нет», замечает гендиректор Pony Express Георгий Аликошвили.

Плата за проезд по федеральным трассам должна взиматься с грузовиков массой свыше 12 т начиная с 15 ноября

При тарифе в 3,06 руб. денег хватит на текущий ремонт дорог, но его объемы оценить сложно, говорит Алексей Назаров из KPMG. Смотря как строить и какие дороги, замечает член правления Национального объединения ценового аудита Борис Ярышевский: например, правительство Москвы оценивает строительство 1 км в среднем в 500 млн руб. «Если брать идеальные условия, то на первый взгляд, ориентировочно, этой суммы (40 млрд руб. – «Ведомости») хватило бы на строительство до 3000 км дорог третьей категории, но без расходов на перенос коммуникаций и не в городе», – рассуждает партнер PwС Дмитрий Ковалев.