Закон о закупках госкомпаний не решил проблем коррупции, признало Минэкономразвития
Оно предлагает ужесточить его, госкомпании противЗакон о закупках госкомпаний так и не смог обеспечить их полную прозрачность и создать достаточные условия для добросовестной конкуренции, делает вывод Минэкономразвития в мониторинге, опубликованном в пятницу.
У некоторых госкомпаний она намного выше: например, в 2014 г. в 69% случаев «Роснефть» предпочитала закупку у единственного поставщика, это 94% общей стоимости заказа госкомпании. Представитель «Роснефти» отказался от комментариев.
«Росатом» еще в 2009 г. принял отраслевой стандарт, который потом был приведен в соответствие с законодательством, рассказал его представитель, экономия в 2009–2014 гг. составила примерно 200 млрд руб. Но не все госкомпании довольны механизмом. Закон только усложняет работу госкомпаний, говорит сотрудник одной из них, слепой выбор контрагента ухудшает качество, а конкурсы и аукционы маскируют коррупцию. Сейчас достаточно механизмов для контроля и регулирования закупочной деятельности, говорит представитель РЖД, дальнейшая регламентация приведет к избыточному вмешательству в предпринимательскую деятельность.
Количество их закупок растет – за первое полугодие 2015 г. на 23% по сравнению с тем же периодом 2014 г., в стоимостном выражении – на 11%. Но не растет конкуренция. Доля закупок у единственного поставщика даже увеличилась за год и превысила половину (см. инфографику).
Выросла и доля закупок «иным способом». Так заказчики тоже маскируют закупку у единственного поставщика, пишет министерство. Министерство насчитало уже более 2700 способов закупок: «по результатам переговоров», «нерегламентированная закупка», «закупки на основе устойчивых хозяйственных связей».
Закон применяется как универсальный для совершенно различных по масштабам заказчиков, критикует эксперт «Деловой России» Георгий Сухадольский. Пять крупнейших заказчиков закупили на 6,3 трлн руб. из общих 8,2 трлн руб. в первом полугодии 2015 г. Все остальные заказчики помимо топ-5 («Роснефть», «Уралсевергаз», РЖД, «Тольяттисинтез», «Газпром нефтехим Салават»), вместе взятые, закупили в полтора раза менее одной «Роснефти» (3,44 трлн руб.), замечает Сухадольский. Чтобы контролировать 80% закупок госкомпаний, достаточно в ручном режиме регулировать пятерых крупнейших заказчиков, рассуждает Сухадольский.
Минэкономразвития тоже предлагает поправить закон, ограничив право выбора госкомпаниями способа закупки. Проект внесен в Госдуму и проходит «нулевое» чтение.
Если постоянно ужесточать закон, можно добиться обратного – расходы компаний будут расти вместе с затратами на проведение конкурсов и подготовку специалистов, отмечает замдиректора Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС Николай Баранов. Участники «нулевых» чтений поправок предложили дополнить проект нормой о создании совещательных органов, ответственных за общественный аудит закупок, напоминает член президиума «Деловой России» и Общественной палаты Сергей Фахретдинов. Пока создание подобных структур рекомендовано правительственными директивами, из 640 компаний с госучастием они появились лишь в 40.
Заказчикам удобно работать со знакомыми добросовестными поставщиками, закон не позволяет проверить исполнителя контракта и даже акты выполненных работ фальсифицируются, говорит один из подрядчиков госкомпаний. Перед компаниями все равно будет стоять выбор: либо соблюсти полностью все процедуры, либо выбрать качественного поставщика, пусть даже с некими нарушениями, считает Сухадольский.