«Автодор» привлекает деньги ФНБ на новое кольцо вокруг Москвы

Проблемы с проектом ЦКАД не мешают госкомпании разместить облигации
Всего госкомпания должна была получить из ФНБ 38,4 млрд руб. – столько и было заложено на ЦКАД в 2014–2015 гг.
Всего госкомпания должна была получить из ФНБ 38,4 млрд руб. – столько и было заложено на ЦКАД в 2014–2015 гг. / М. Стулов / Ведомости

Госкомпания «Автодор» выбрала Газпромбанк организатором размещения облигаций на 16,706 млрд руб. Деньги компания намерена привлечь из фонда национального благосостояния (ФНБ) на софинансирование секций 1 и 5 Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Это два соседних участка к югу и западу от Москвы общей протяженностью 137 км и стоимостью 48,9 млрд и 42,2 млрд руб. соответственно.

Это второй транш облигаций «Автодора», который будет оплачен за счет ФНБ. Всего госкомпания должна была получить из ФНБ 38,4 млрд руб. – столько и было заложено на ЦКАД в 2014–2015 гг. (см. график). Эта сумма уже размещена на субординированном депозите в Газпромбанке (ставка – инфляция плюс 1%). Ранее компания привлекла 21,7 млрд руб. – бумаги были выкуплены Газпромбанком в начале мая. В Газпромбанке не смогли вчера прокомментировать выпуск облигаций.

Всего госкомпания должна была получить из ФНБ 38,4 млрд руб. – столько и было заложено на ЦКАД в 2014–2015 гг.

Продав облигации, «Автодор» сможет рассчитываться по соглашениям. Именно наличие контрактов с инвесторами позволило принять решение о финансировании из ФНБ, несмотря на необходимость использовать резервы для антикризисных мер, объясняли ранее чиновники в беседе с «Ведомостями».

Деньги, которые «Автодор» получает из ФНБ, будут тратиться на строительство «в соответствии с графиком, согласованным сторонами в долгосрочном инвестиционном соглашении», замечает партнер юрфирмы Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина.

Другой источник финансирования секций 1 и 5 – средства инвесторов. В обоих проектах большую часть финансирования обеспечивает государство, а компании должны вложить 10–14%.

Конкурс на строительство секции 1 прошлой весной выиграл «Стройгазконсалтинг», на тот момент принадлежавший Руслану Байсарову. Весной компания перешла к Газпромбанку и United Capital Partners. Контракт на секцию 5 (расширенный на две полосы участок Малого бетонного кольца) в конце декабря был заключен с АРКС.

Другие проблемы

Есть проблемы и с концессионными конкурсами по секциям 3 и 4. На первый этап отбора в ноябре 2014 г. поступило по пять заявок от одних и тех же компаний, но после резкого ослабления курса и повышения ключевой ставки инвесторы стали говорить, что не смогут найти финансирование. «Автодор» собирается поправить документацию, а это чревато антимонопольными претензиями, рассказывал один из участников обсуждения: компании, которые не подали заявки на первый этап, могут заявить, что поборолись бы за контракт, если бы условия изначально были другими.

Согласно презентации «Автодора» обязательства партнеров по долгосрочным инвестиционным проектам должны были составить 400 млн руб. в 2014 г. и 8,1 млрд в 2015 г. В «Стройгазконсалтинге» и АРКС не смогли вчера ответить на вопрос, какая сумма была перечислена компаниями в 2014 и 2015 г. по инвестконтракту.

Если «Автодор» нарушает график платежей, то и инвесторы сдвигают финансирование объекта, объясняет один из консультантов «Автодора». Госкомпания привлекает деньги, несмотря на проблемы с подрядчиками по обеим секциям ЦКАД. «Стройгазконсалтинг» не может выполнить свои обязательства по проекту, компания столкнулась с финансовыми сложностями и к ней уже предъявлены иски со стороны банков, кредитовавших ее. Сейчас «Автодор» ищет замену. «На заключительном этапе находится процесс согласования замены подрядчика, это будет либо второй участник конкурса – компания АРКС в случае ее согласия, либо третий участник конкурса – «Крокус интернэшнл», – говорил в июле председатель правления «Автодора» Сергей Кельбах. Вряд ли АРКС будет претендовать на секцию 1 ЦКАД после смены акционеров (из их состава вышли структуры Геннадия Тимченко), считает советник Dentons Илья Скрипников.

По секции 5 вопросы возникли у Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Конкурс на ее строительство выиграла одна из структур АРКС, но «Стройгазконсалтинг» подал жалобу в ФАС. «Выиграло предложение не с самой низкой ценой», – говорил недавно замруководителя антимонопольной службы Александр Кинев.