«Автодор» будет тщательнее выбирать инвестора трассы Москва – Санкт-Петербург
Конкурс на последний лот трассы М11 будет двухэтапнымГоскомпания «Автодор» объявила конкурс на последний неразыгранный участок новой платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург – секцию с 58-го до 149-го км в Московской и Тверской областях (см. карту). Стартовая стоимость строительства – 69,8 млрд руб.
Вся дорога должна быть готова к чемпионату мира 2018 г. Два участка уже сданы – это стартовая секция на выезде из Москвы и обход Вышнего Волочка, остальные строятся. Новый обход Твери решено не строить: пользователи трассы М11 на этом участке поедут по имеющейся М10, которая также огибает город. Участок будет реконструирован с расширением до четырех и шести полос, сроки ввода синхронизированы с М11, говорит представитель Росавтодора. Пропускная способность объезда Твери вырастет с 50 000 до 90 000 автомобилей в сутки. Для сравнения: прогнозная интенсивность на соседнем участке, 58–149-й км, – 30 000 автомобилей в сутки.
Доля частного финансирования составит нетипичные для долгосрочных инвестиционных соглашений 20% (см. график). «Автодор» также намерен привлекать деньги с рынка: в 2018 г. будут размещены облигации на 16 млрд руб.
Нужно было восполнить недостаток бюджетных средств, а увеличивать вклад инвестора дальше некуда, объяснял федеральный чиновник. К проекту присматриваются «Мостотрест» и ДСК «Автобан», говорят их представители. Другие компании, участвующие в конкурсах «Автодора», комментариев не предоставили.
У проекта будет более сложная конкурсная процедура, чем у предыдущих долгосрочных инвестиционных соглашений. Конкурс пройдет в два этапа по аналогии с концессионным: сначала заявки, где компании должны лишь подтвердить, что соответствуют требованиям к участникам, почти через два месяца компании, которые пройдут первую стадию, должны будут представить конкурсное предложение с ценой строительства, условиями финансирования и техническими параметрами. Победитель определится до 18 ноября.
Раньше дело шло быстрее. По аналогичному соглашению на участок М11 с 208-го до 258-го км (стартовая стоимость – 32,7 млрд руб.), который получил «Мостотрест», между окончанием приема заявок и подведением итогов прошел месяц, но победитель определился почти на неделю раньше. Победитель по секции V ЦКАД (стартовая стоимость – 42,8 млрд) также был определен менее чем за месяц.
К этому конкурсу по ЦКАД возникли претензии: выиграло предложение не с самой низкой ценой, говорил недавно замруководителя антимонопольной службы Александр Кинев. В жалобе «Стройгазконсалтинга» на итоги конкурса были претензии и к оценке технических предложений – баллы по этому критерию выставляются членами комиссии методом экспертной оценки, а не по жестким количественным критериям.
«Автодор» сделал выводы из ситуации вокруг секции V, считают два участника рынка. Благодаря более долгой конкурсной процедуре будет больше времени на качественную оценку предложений, а вес субъективного качественного критерия в итоговом балле уменьшен.
«Автодор» стремится удовлетворить запрос на большую прозрачность и избежать возможных претензий ФАС, которые чреваты существенной задержкой проекта, говорит советник Dentons Илья Скрипников.
Существенно увеличилось внимание к опыту заявителя – вес этого критерия в итоговом балле увеличен в 5 раз. «Автодор» сможет видеть на конкурсе «сбалансированных» игроков и избежать демпинга, считает Скрипников. Это должно застраховать государство и от проблем, подобных ситуации со «Стройгазконсалтингом», который не смог начать строительство на ЦКАД, считает сотрудник другой строительной компании: устойчивых подрядчиков осталось немного – из-за инфляции и девальвации рентабельность на подрядном рынке существенно упала, у многих финансовые проблемы.
Дополнительное время на конкурс поможет и инвесторам, считает Денис Анисимов из ДСК «Автобан», будет больше времени на качественную проработку предложения. Смущает размер обеспечения заявки (свыше 1 млрд руб. – «Ведомости»), сетует он, строители не могут себе позволить отвлекать столько денег.