Чиновники правительства хотят избавиться от ФГУПов по причине их неэффективности

Силовой блок выступает против
Организационная форма унитарных предприятий – непроницаемая стена для проверяющих, атавизм коммунистического прошлого
Организационная форма унитарных предприятий – непроницаемая стена для проверяющих, атавизм коммунистического прошлого / М. Стулов / Ведомости

Программа приватизации требует за 2014–2016 гг. либо превратить 507 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП) в акционерные общества или бюджетные учреждения, либо ликвидировать их. Но для этого ФГУПы должны оформить права на недвижимость и землю, провести инвентаризацию, а проверить, как ФГУПы справляются, весной поручил Минэкономразвития первый зампред правительства Игорь Шувалов (протокол есть у «Ведомостей»); отчет ожидается к августу. Большинство ФГУПов сроки все-таки сорвало (см. таблицу на стр. 05), признают чиновники.

«Росимущество уже разослало черные метки гендиректорам ФГУПов, срывающим сроки, и ведомствам, отвечающим за них», – сообщает чиновник Росимущества.

Неэффективность ГУПов признали в правительстве, говорит министр открытого правительства Михаил Абызов, обсуждается даже законопроект, который ликвидирует юридическую форму унитарных предприятий к 2018 г. Экспертный совет при правительстве готовил доклад с таким предложением премьер-министру (проект есть у «Ведомостей»). У ГУПов низкая производительность труда (в среднем по России – 4,4 млн руб. на человека, в ГУПах – 972 000 руб.) и низкая прозрачность, пишет экспертный совет при правительстве, оборот ГУПов без НДС и акцизов – 2,4 трлн руб. (2,8% оборота всех предприятий), затраты на производство и продажу – 2,3 трлн (4,4%), почти треть – зарплаты. Это атавизм коммунистической системы, издержки гигантские, сетует Андрей Яковлев из Высшей школы экономики: «Где можно обойтись двумя людьми, они держат 12».

ГУПы, по сути, «руки» чиновников для решения социально-политических задач, пишет экспертный совет, очень часто – источник средств для покрытия расходов, не оплаченных бюджетом; почти все ГУПы сдают в аренду имущество – и часто неформально. Шувалов поручил Минфину, Росфиннадзору и Росимуществу проверить движение денежных средств ФГУПов.

Руководитель Росимущества Ольга Дергунова называет две основные причины срыва сроков ФГУПами. Первая: трудно оформить права на имущество, частый повод – на это нет денег. Но если есть деньги на зарплату, должны быть и на оформление, а если нет – такой ФГУП тем более не нужен, комментирует Дергунова. Если же ФГУП выполняет значимые функции, тогда возникает вопрос к чиновникам-кураторам: почему не выделяются средства?

Вторая причина – суды: 15% ФГУПов сейчас в стадии ликвидации или банкротства. Часто директора обременяют активы, о чем чиновники узнают задним числом, рассказывает Дергунова.

За ФГУП, подлежащий приватизации, формально отвечает Росимущество, у которого не хватает рычагов (через директивы, например), но оперативное управление по-прежнему у профильных ведомств, объясняет Абызов провал реформы. Ведомства не дают применить санкции к гендиректорам, признает чиновник Росимущества. Росимущество и экспертный совет по окончании ревизии сформируют ключевые показатели эффективности профильных чиновников и гендиректоров ФГУПов, санкции: для первых – вплоть до выговора, для вторых – от лишения премии до досрочного расторжения контракта.

Организационная форма унитарных предприятий – непроницаемая стена для проверяющих, атавизм коммунистического прошлого

ФГУПы – только часть проблем: всего их 1498, а местных ГУПов и МУПов – 2910 и 20 088, и что с ними делать, еще менее понятно, в регионах реформа просто потонет. При таком сопротивлении не ручное акционирование, а только упраздняющий закон может сдвинуть дело с мертвой точки, объясняет член экспертного совета Юрий Берестнев, но Росимущество боится потери госимущества, которое ГУПы не успеют оформить.

Имущество и так теряется из-за воровства и разгильдяйства, акционирование не может стать причиной, возражает Яковлев, ситуацию улучшит даже не продажа, а только превращение в АО: будут понятное управление, отчетность, контроль совета директоров, директивы от государства.

Минэнерго, Минфин, Росреестр, Росалкогольрегулирование, Росрыболовство, Минтруд и МВД заверили: проблем со сроками нет. Представитель Минздрава отослал за комментариями в Росимущество. Прочие ведомства («Ведомости» опросили все) не ответили.

Зачем ФГУПы

Среди унитарных предприятий, доминирующих на рынке, 38% приходится на ЖКХ, 10% – на розницу, 4% – на похоронные услуги, 3% – на пассажирские перевозки. Дергуновой известны единичные случаи хороших ФГУПов: Гознак и «Почта России».

Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой) – против, говорит его представитель: «Есть госпрограмма вооружения, выполнять ее надо зачастую без достаточных ресурсов, при катастрофическом дефиците времени, изменение организационно-правовой формы приведет к срыву сроков, негативно повлияет на обеспечение обороноспособности страны». По его словам, такую позицию поддерживают Совет безопасности, Военно-промышленная комиссия России и Минобороны. Их представители не ответили на запрос. Минобороны поддерживает Спецстрой, подтверждает чиновник Минобороны.

Любая перестройка – отвлечение ресурсов, но тут это некритично, успокаивает Абызов и предлагает преобразовать Спецстрой в госкорпорацию – будет прозрачнее, чем агентство и его ФГУП.

«Привести в порядок документацию и оформить права ФГУПы должны и без реформы», – говорит Берестнев.

Плотный контроль возможен и в АО – если включить в устав положения, связывающие руки гендиректору и требующие одобрения каждого чиха на совете директоров, уверен сотрудник открытого правительства.

«Часто за всеми отговорками – саботаж: гендиректор скорее всего сидит на потоках и пользуется непрозрачностью», – заключает Абызов.-

В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии «Ведомостей»