Минфин предлагает ограничить расходы на жилье и машины чиновников
Их зарплаты и так достаточно выросли, считают в ведомствеВ госуправлении накопились системные проблемы, констатирует Минфин в докладе о повышении эффективности расходов бюджета, опубликованном в пятницу. Функции ведомств дублируют друг друга или просто избыточны, но их целесообразность не оценивается. Нет и единого подхода к оптимальной штатной численности в министерствах и ведомствах, а из-за этого трудно сократить чиновников и сэкономить. А чтобы оптимизировать оплату труда, следует для начала перейти на «эффективный контракт» с KPI. Нужна реформа исполнительной власти, заключает Минфин: это повысит эффективность и ее работы, и расходов.
Но есть расходы на чиновников, которые можно оптимизировать и без масштабных преобразований в госуправлении: особые гарантии для госслужащих и «услуги повышенной комфортности». Зарплаты чиновников выросли в среднем более чем вдвое и продолжат расти, так что можно урезать соцпакет, пишет Минфин: тем более что многие гарантии дублируют друг друга или остаются невостребованными. По данным министерства, ассигнования на зарплаты федеральным госслужащим в прошлом году составили 468,8 млрд руб. Средняя зарплата в федеральных органах власти (с учетом территориальных подразделений) в 2014 г. достигла 41 069 руб. в месяц при средней по экономике в 32 495 руб.
Кому дают деньги
Закон о госслужбе предоставляет право на субсидию на покупку жилья один раз за время службы. По постановлению правительства не могут получить субсидию, например, чиновники, у которых уже есть жилье в собственности или по договору социального найма площадью на одного члена семьи более 15 кв. м. Норматив площади для расчета выплаты – 33 кв. м на человека, 42 – на семью из двух человек, 18 кв. м – на каждого члена семьи из трех и более человек. Руководитель ведомства может увеличить субсидию. В зависимости от стажа применяется коэффициент от 1,05 до 1,5.
Министерство предлагает лишить чиновников медицинской страховки, бесплатного медицинского обслуживания и путевок в санатории, а также упразднить «жилищно-бытовое обеспечение». Представитель Минфина в воскресенье не смог уточнить, имелись ли в виду субсидии на приобретение квартир, а также не сообщил, каковы сейчас эти расходы. Субсидии на покупку жилья – одна из наиболее привлекательных льгот, рассказывали «Ведомостям» чиновники. От должности право на получение субсидии не зависит, но должность может повлиять на сумму, говорит бывший чиновник. Квалифицированные люди за соцпакетом на госслужбу давно не идут, говорит федеральный чиновник: зарплаты в частном секторе намного выше, так что предложения Минфина ударят в основном по низшему звену, для которого соцпакет – существенная часть вознаграждения. Сокращение соцпакета ударит по тысячам, если не десяткам тысяч федеральных чиновников и сотрудников федеральных ведомств в регионах, предупреждает сотрудник аппарата Белого дома: «Если срежут медицинское страхование, субсидию на жилье – однозначно уйду».
Для реализации предложений Минфина придется менять законодательство о госслужбе, отмечает пресс-секретарь управления делами президента Виктор Хреков. По его словам, управление не распределяет субсидии, а выделяет их по запросу ведомств, а те уже предоставляют субсидии своим сотрудникам: есть фонд, из которого выдаются средства в соответствии с запросом госорганов.
Еще одной значимой статьей экономии могли бы стать служебные автомобили. Минфин в своем докладе предлагает ограничить использование персонального служебного транспорта и закреплять машины только за министрами и руководителями ведомств. Правда, автомобилями «с персональным закреплением» и сейчас пользуется менее 0,5% госслужащих, оценивал Минтруд: более популярно предоставление автомобиля по вызову. Анализ расходов министерств и ведомств за 2014 г., который провел Минфин (доклад также опубликован на сайте), показал, что федеральные органы власти держат у себя на балансе или арендуют в общей сложности 55 556 автомобилей, а ежемесячные расходы на их содержание – 17 000 руб. Получается, что в прошлом году на содержание федерального автопарка ушло 11,3 млрд руб., не считая приобретения новых автомобилей – по их закупкам Минфин данные не приводит и экономить на них не предлагает.
Привилегию путешествовать с комфортом Минфин также предлагает сохранить только за министрами и руководителями ведомств: лишь им должны оплачиваться перелеты бизнес-классом, вагоны СВ и каюты люкс.