Московские власти предложили упростить отчетности для бизнеса

Сблизить налоговый и бухгалтерский учет
Письмо с предложением было направлено руководителем департамента экономической политики и развития Москвы Максимом Решетниковым (на фото)
Письмо с предложением было направлено руководителем департамента экономической политики и развития Москвы Максимом Решетниковым (на фото) / Д. Абрамов / Ведомости

Московские власти предложили Минфину поправить федеральное законодательство, чтобы снизить издержки бизнеса на подготовку и сдачу налоговой и бухгалтерской отчетности. Письмо было направлено руководителем департамента экономической политики и развития Москвы Максимом Решетниковым замминистра финансов Сергею Шаталову (копия есть у «Ведомостей»).

Это часть городского антикризисного плана, уточняет чиновник мэрии. Из-за многочисленных различий в правилах бухгалтерского и налогового учета (более 200) бизнес вынужден параллельно заполнять обе отчетности. Например, расходы на страхование по бухучету включаются в себестоимость продукции, а по налоговому – списываются в составе прочих расходов. В итоге приходится уменьшать доходы на эти расходы в разное время. Есть различия в способах сдачи отчетности в зависимости от количества сотрудников предприятия (см. врез).

Идеи Москвы

В письме предлагается внедрить унифицированные стандарты подачи отчетности, утверждать и публиковать формы отчетности в государственные внебюджетные фонды не менее чем за месяц до начала отчетного периода, перевести все предприятия, где работает более 100 человек, на сдачу отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, гармонизировать сроки подачи отчетности.

Нет единых требований к срокам утверждения и публикации форм отчетности в государственные внебюджетные фонды. Это происходит незадолго до истечения срока подачи отчетности, и налогоплательщикам не хватает времени для ее подготовки.

Мэрия предлагает устранить параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета. А для этого – устранить около 60 различий между двумя системами, которые не влияют на бюджет. Затем можно перейти к новой модели подготовки налоговой отчетности на основе внесения корректировок в бухгалтерскую, говорится в письме.

Эта модель используется в большинстве развитых стран мира, говорит замруководителя ФНС Даниил Егоров, служба ее поддерживает. Вопрос обсуждается уже последние пять лет, замечает другой федеральный чиновник. «Действительно, было бы проще. На переход потребуется год-два», – говорит бухгалтер крупного предприятия. Это реализация дорожной карты по реформе налогового администрирования, одобренной еще в 2013 г., сказал член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин, реформа серьезно облегчит жизнь предприятий. «Проблемы не создают непреодолимых препятствий для предприятий, но в значительной степени осложняют их деятельность», – комментирует адвокат «Юков и партнеры» Марк Каретин.

Единого учета не будет никогда, уверен партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин: есть отличия в законодательных требованиях, в затратах (рекламные расходы, амортизация). У бухгалтерской и налоговой отчетности разные цели, продолжает он: отразить экономическое состояние и рассчитать налоги соответственно. Можно лишь точечно упростить две отчетности, а для их сближения уже сделано все возможное, заключает он.