«Сбербанк CIB» увидел рост потребительской уверенности

Россияне оценивают перспективы страны лучше, чем свои собственные, показал «индекс Иванова»
Оптимизм населения, по данным РАНХиГС, касается национального, а не личного благосостояния
Оптимизм населения, по данным РАНХиГС, касается национального, а не личного благосостояния / Е. Разумный / Ведомости

Во II квартале потребительская уверенность россиян существенно окрепла, показал "индекс Иванова", который ежеквартально составляет "Сбербанк CIB". Индекс составил -14% после -22% в I квартале этого года и -24% в последние три месяца прошлого года. Год назад "индекс Иванова" составлял –6%.

"Индекс Иванова" составляется на основе опросов 2300 человек из 164 городов с населением не менее 100 000 человек. Респонденты описывают свои потребительские привычки, оценивают свое личное благосостояние за прошедшие месяцы и на перспективу, а также благосостояние страны.

Именно оценка респондентами благосостояния страны внесла основной вклад в укрепление общего индекса потребительской уверенности, пишут авторы обзора. Индекс ожиданий относительно благосостояния страны на год вперед вырос с -7% в I квартале до 5% по итогам последних трех месяцев. Доля респондентов, которые оценивают российскую экономику как нестабильную или опасно нестабильную, сократилась с 86% в январе – марте до 77% во II квартале. В конце 2014 г. таких было рекордные 90%, а год назад экономическую нестабильность отмечали 70% респондентов.

Правда, улучшений макроэкономической ситуации потребители не заметили, отмечают аналитики. Укрепление веры в рост благосостояния страны – скорее свидетельство успокоения после первой волны паники, объясняют они: худшие сценарии не реализовались, ухудшения по сравнению с I кварталом потребители не увидели.

Улучшению потребительской уверенности во многом способствовало майское укрепление рубля: половина респондентов сочли, что это способствовало снижению цен, а 10% сказали, что благодаря более сильному рублю стали покупать больше продуктов питания, еще 9% – что прекратили запасать продовольствие. Доля тех, кто экономит на продуктах (например старается отказаться от импульсных покупок или стал покупать более дешевые продукты), сократилась впервые за прошедший год, правда, незначительно – с 66% в I квартале до 63% за прошедшие три месяца, показало исследование.

Индекс ожиданий относительно личного благосостояния на ближайшие 12 месяцев вырос скромнее, чем ожидания относительно благосостояния страны: с –1% в первые три месяца года до 5% по итогам II квартала (год назад он составлял 10%).

Нарастающий оптимизм населения фиксировали и эксперты РАНХиГС в июньском выпуске оперативного мониторинга. Но оптимизм, по данным РАНХиГС, касается только национального, а не личного благосостояния. Доля негативных оценок общеэкономической ситуации последовательно снижалась: с 78% в феврале до 65% в апреле и 57% в мае, а доля заявивших о том, что кризис уже затронул их лично, также последовательно росла: 66% в феврале, 70% в апреле и 73% в мае. Общий более позитивный настрой не подкрепляется оценкой фактических текущих экономических тенденций, констатируют эксперты РАНХиГС.