Правительство пожертвовало ростом социальных расходов

Индексация пенсий и социальных выплат будет сокращена вдвое
Правительство одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2016–2018 гг.
Правительство одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2016–2018 гг. / Александр Рюмин / ТАСС

Правительство одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2016–2018 гг., поддержав предложение Минфина индексировать пенсии и соцвыплаты на 5,5% в 2016 г., на 4,5% в 2017 г. и на 4% в 2018 г., сообщил министр финансов Антон Силуанов по итогам заседания правительства.

Прежний план индексации предполагал повышение пенсий на 11,9, 7 и 8,4% в 2016, 2017 и 2018 гг. соответственно; таким образом, правительство одобрило примерно двукратное сокращение индексации пенсионных выплат. Это означает, что в реальном выражении они будут сокращаться.

Вопрос темпов индексации социальных выплат – ключевой при подготовке бюджета на следующую трехлетку. Рост доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера в 2015 г. – всего 1,7%, а пенсии были проиндексированы на 11,4% – на уровень фактической инфляции прошлого года. Реальные зарплаты падают, в 2016 г. их рост будет нулевым – с учетом этого нельзя разгонять социальные выплаты, заявил Силуанов. Если продолжать индексацию по фактической инфляции, это приведет к разбалансировке Пенсионного фонда, росту инфляции и инфляционной спирали, заявил министр.

По закону пенсии индексируются на рост доходов ПФР в расчете на пенсионера или на уровень фактической инфляции, если она меньше прироста пенсионных взносов. Минфин предлагает проиндексировать пенсии сверх возможностей Пенсионного фонда (выше роста его доходов), но с учетом возможностей федерального бюджета, сказал Силуанов.

Это поможет сэкономить за три года порядка 2,1 трлн руб. из 3,1 трлн руб., на которые требовалось увеличить расходы на пенсионное обеспечение, если не менять порядок индексации: экономия составит 413,7 млрд руб. в 2016 г., 673 млрд руб. в 2017 г. и 1,06 трлн руб. в 2018 г.

На эти же суммы требовалось сократить другие расходы в случае отказа от изменения порядка индексации либо же остаться без резервного фонда уже через год, предлагал альтернативы Минфин. С учетом доли «несокращаемых» обязательств расходы потребовалось бы сократить в 2016 г. на 7,6%, в 2017 г. – на 13,7%, в 2018 г. – на 19,7%, следует из материалов Минфина. "Это означает снижение качества других, не менее важных услуг, таких как образование, здравоохранение, снижение оборонных расходов", – заявил Силуанов.

Нужны и программы по улучшению качества жизни, и исполнение социальных обязательств, и резервы, говорил накануне премьер Дмитрий Медведев: придется “совершенствовать социальные выплаты”, признал он.

И с аргументом Минфина, что при опережающем росте соцрасходов экономике не удастся выйти на темпы роста, заложенные в прогнозе социально-экономического развития, правительству пришлось согласиться. Призывая сократить прирост соцрасходов, Минфин фактически предлагает отказаться от прежней модели экономического роста, основанной на потреблении и “сломавшейся” из-за остановки роста цен на нефть, на котором эта модель и основывалась. Для возобновления устойчивого развития экономики рост доходов населения должен быть адекватен росту производительности труда, считает Минфин: за 2006–2015 гг. производительность, по его расчетам, выросла на 18%, реальные зарплаты – на 46%, социальные расходы бюджета в соотношении к ВВП – на две трети.