«Автодор» начал поиск инвестора для нового участка трассы Москва – Санкт-Петербург

Участком дороги от Солнечногорска до Твери уже интересуется «Мостотрест»
«Автодор» начинает поиск инвестора для строительства 90 км новой платной трассы от Москвы до Санкт-Петербурга/ М. Стулов/ Ведомости

В ближайшее время госкомпания «Автодор» объявит конкурс на очередной участок новой платной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург, вице-премьер Аркадий Дворкович одобрил запуск проекта, рассказал на прошлой неделе предправления «Автодора» Сергей Кельбах (цитата по «РИА Новости»). «Автодор» давно дожидается визы правительства: с этого года все крупные проекты госкомпании должны получить подтверждение от Дворковича, даже если они уже включены в долгосрочную программу деятельности «Автодора», которую также согласовывает правительство. В тяжелой бюджетной ситуации правительство заинтересовано дополнительно перепроверить, какие обязательства берет на себя государство по новым проектам, объяснял человек, близкий к Минтрансу.

Масштабных новых проектов у «Автодора» в этом году немного (см. врез): крупнейший из еще не выставленных на конкурс – участок трассы М11 с 58-го по 149-й км. Это секция от Солнечногорска до Твери, которая продолжит запущенный в конце прошлого года стартовый участок с 15-го по 58-й км. Стоимость строительства по проекту конкурсной документации – 71,9 млрд руб., государство вложит 57,5 млрд руб., остальное должен привлечь частный инвестор.

Планы на год

87 млрд руб. составит бюджет «Автодора» на этот год, говорил ранее предправления «Автодора» Сергей Кельбах. Многие участки были разыграны или выставлены на конкурс в 2014 г., а из-за сокращения финансирования в 2015 г. пришлось расставлять приоритеты. Помимо М11 в числе ключевых проектов останется ЦКАД, говорил Кельбах. Но большая часть государственного финансирования нового кольца должна поступить из ФНБ, а не из бюджета. Две секции уже были разыграны, оставшиеся будут выставлены на конкурс в сентябре

Изначально «Автодор» планировал использовать для этого участка концессионную схему, чтобы частный инвестор возвращал инвестиции, собирая плату с пользователей, – сравнительно высокая интенсивность движения по участку позволила бы сократить нагрузку на бюджет. Но от концессии пришлось отказаться: всю трассу надо сдать в эксплуатацию летом 2018 г., поэтому сроки конкурсных процедур должны быть сжатыми, а тяжелая ситуация на финансовом рынке затруднила поиск финансирования для концессионных проектов.

Но и государственное финансирование может стать проблемой: оно фактически выделено только на 2015 г., а обязательства на 2016–2017 гг. скорее виртуальные, жаловался федеральный чиновник: это создает риски для большинства инфраструктурных проектов, рассчитаны они, как правило, более чем на год. Финансирование «Автодора» на 2015 г. уже сокращено – почти на 20%, что будет с лимитами на следующий год, пока не ясно, признается один из чиновников: сейчас в правительстве только обсуждаются подходы к финансированию госпрограмм (см. стр. 04). По проекту долгосрочного инвестиционного соглашения, если какие-либо из нормативных актов, необходимых, чтобы выделить бюджетные средства, не будут приняты, «Автодор» должен выполнить обязательства перед соинвестором.

Но в таких соглашениях вопрос рисков прекращения финансирования со стороны государства проработан в меньшей степени по сравнению с концессионными или составленными по хорошо зарекомендовавшим себя региональным законам, отмечает партнер EY Александр Ерофеев. Возможно, более сложное распределение рисков в долгосрочных инвестсоглашениях могло бы стать одним из путей развития государственно-частного партнерства в условиях ограничений на привлечение финансирования, рассуждает он.

Участок М11 58–149-й км явно из числа приоритетных, оптимистичен сотрудник одной из строительных компаний: обещания построить трассу к чемпионату мира давались на самом высоком уровне, риск остаться без бюджетного финансирования невелик.

Проектом интересуется «Мостотрест», сообщил его представитель: это продолжение стартового участка, где «Мостотрест» уже работает. Не исключает участия в конкурсе и ДСК «Автобан», сообщил представитель компании. «Автобан» ранее претендовал на участок 208–258-й км, но проиграл конкурс «Мостотресту». «Мостотрест» строит большую часть новой платной дороги: у компании контракты на 378 км из 669, без ее участия строится лишь один участок из пяти разыгранных (см. график).