Для Керченского моста может быть введен чрезвычайный порядок согласительных процедур

В частности, экологическую экспертизу упростят, а общественные слушания не будут обязательными
Подготовка к строительству моста уже вовсю ведется
Подготовка к строительству моста уже вовсю ведется / Дмитрий Шевченко

На прошлой неделе Дума в первом чтении приняла законопроект об особенностях регулирования при строительстве инфраструктуры на Таманском и Керченском полуостровах. Законопроект существенно упрощает процедуры согласований. Его принятие остро необходимо, чтобы сократить сроки оформления площадок под строительство и строить объекты в более оперативном порядке, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Законопроект будет действовать до 31 декабря 2018 г., а 18 декабря должно быть запущено рабочее движение по Керченскому мосту.

Сроки строительства для такого сложного объекта сжатые, признавали и чиновники, и участники рынка. А законодательное упрощение процедур позволит сэкономить время на согласованиях, говорит один из его авторов – депутат от «Единой России» и зампред комитета по транспорту Сергей Тен.

Сам законопроект тоже принимается по ускоренной процедуре. Изначально он готовился по поручению совещания у курирующего керченскую стройку вице-премьера Дмитрия Козака, сообщил представитель Минстроя: сначала текст готовил Минтранс, потом дорабатывал Минстрой, чтобы распространить его действие на разные объекты инфраструктуры, а не только на транспортные. В Думу его внесла группа депутатов – чтобы не тянуть с межведомственными согласованиями, объясняет Тен.

Не только мост

670,3 млрд руб. расходы ФЦП развития Крыма до 2020 г., 642,9 млрд из них даст федеральный бюджет. На Керченский мост заложено 228,3 млрд, 112 млрд на строительство дорог, 6,3 млрд на порты, 13 млрд на кабель через Керченский пролив, 26,8 млрд на газотранспортную сеть и 24 млрд руб. на воду.

Теперь Минстрой участвует в подготовке поправок ко второму чтению, указывает представитель министерства. Оно должно пройти уже до конца весенней сессии, надеется Тен. Работы в Тамани и Керчи уже начались: идет подготовка территории, строятся технологические дороги и временный мост.

Законопроект во многом делался по образу и подобию «олимпийского», отмечает Тен, в котором был описан ускоренный порядок изъятия земли. Новый законопроект разрешает изымать землю, даже если строящийся объект пока не предусмотрен документами территориального планирования.

По законопроекту объект не обязательно должен быть включен в схемы территориального планирования не только для изъятия земли – как только будет утверждена документация, можно начать строительство, а уже на основании проектных документов будут поправлены и схемы территориального планирования. По общему правилу наоборот: документация должна соответствовать градостроительной документации более высокого уровня – территориального планирования и градостроительного зонирования, объясняет Николай Захаров из «НЭО центра».

Стройки в Керчи и Тамани предложено вывести и из-под других общих правил: если для строительства нужны земли особо охраняемых природных территорий или зарезервированные для обороны и безопасности, то на согласования с уполномоченными федеральными органами власти отводится всего 15 дней – а если за 15 дней виза не будет получена, все будет считаться согласованным автоматически. Публичные слушания законопроект разрешает не проводить.

Государственная экологическая экспертиза также должна будет проходить в ускоренном порядке: 45 дней против трех месяцев, отмечает Захаров, альтернативные варианты маршрутов и размещения объектов рассматриваться не будут. Это уже сложившаяся практика государственных мегапроектов, констатирует он: изъятия из общих правил были установлены для Сочи, саммита стран АТЭС, чемпионата мира по футболу. Разрешения на строительство будут выдаваться только на федеральном уровне – это сократит сроки их выдачи, тот же порядок действовал в Сочи, напоминает Захаров.

Процедура обкатана на олимпийских стройках, там сложность проекта была сопоставимой, удачный опыт можно использовать и в Крыму, уверен федеральный чиновник.

Пока сложно сделать вывод, насколько эти изъятия повышают риски проекта, в том числе экологические, осторожен Захаров. Многое будет зависеть от организации работ и качества контроля. Зато точно сократятся сроки осуществления проекта, заключает Захаров.