Минфин пытается скорректировать методы контроля за трансфертными ценами

Компании страдают от проверок рыночности цен сделок налоговиками
Минфин (министр Антон Силуанов слева) готов слушать информацию о контролируемых сделках только от центрального аппарата ФНС (руководитель службы Михаил Мишустин справа)
Минфин (министр Антон Силуанов слева) готов слушать информацию о контролируемых сделках только от центрального аппарата ФНС (руководитель службы Михаил Мишустин справа) / М. Стулов / Ведомости

В распоряжении «Ведомостей» оказалось письмо замминистра финансов Сергея Шаталова Федеральной налоговой службе (ФНС), чиновники ФНС и Минфина подтвердили его подлинность. В письме Минфин пытается корректировать действующую методику контроля за трансфертными ценами. Когда в 2012 г. вводился механизм контроля, бизнес ждал, что ФНС будет проверять узкий круг сделок – а именно контролируемых: между зависимыми компаниями, т. е. связанными с трансфертным ценообразованием, и с доходом более 1 млрд руб. Но ожидания не оправдались – вопрос налогового контроля за сделками между взаимозависимыми лицами стал предметом многочисленных судебных споров.

Другая претензия бизнеса – методикой проверки цен пользуются территориальные инспекции, а не центральный аппарат ФНС. Возможность местных инспекций проверять трансфертные цены действительно надо ограничивать, признает чиновник финансово-экономического блока, даже по Налоговому кодексу у них нет такого права. С проверками выходят обычные инспекции и только часть дел идет под контролем центрального аппарата, согласен партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

При определении соответствия полученных от сделок доходов рыночному уровню использовать вышеуказанную методику может только центральный аппарат. Территориальные налоговые органы не могут устанавливать соответствие сумм доходов во время проверок. Сделки, не подпадающие под понятие контролируемых, не могут быть предметом налогового контроля для проверки рыночности цен, пишет Минфин. Если сделка не подпадает под определение контролируемой, но в уведомлении налогоплательщика обнаруживаются недостоверные сведения, центральный аппарат ФНС может провести выездную проверку; так же точно выездная проверка может быть проведена, если налоговики предварительно оценивают сделку как контролируемую. У ФНС нет полномочий контролировать цены в неконтролируемых сделках, категоричен представитель Минфина.

Налоги по займам

В деле «Коми тепловая компания» (КТК) был договор, по которому была открыта кредитная линия с лимитом в 100 млн руб. без уплаты процентов. Инспекция посчитала, что КТК неправомерно провела корректировку налоговой базы и не отразила проценты по займу в доходах, рассказывает Барсукова. В деле «Итеры» предоставлялись займы по ставкам от 0 до 3% взаимозависимым компаниям. Тут компании удалось отбиться, но основанием для отмены решения стало неверное применение инспекцией метода сопоставимых рыночных цен.

ФНС не должна жестко проверять неконтролируемые сделки на предмет цен, признает чиновник финансово-экономического блока, но есть случаи – например, бартер, – когда налоговикам приходится определять рыночную цену.

Из письма Шаталова не следует, что Минфин пытается запретить проверки, но ясно, что он намерен их ограничить.

Минфин пытается ограничить бездумное применение контроля за ценами, говорит Костальгин. Письмо правильное и призвано остановить разгул проверок рыночности цен низовыми инспекциями, которые, по сути, покушаются на полномочия центрального аппарата ФНС – ведь только он по смыслу закона вправе контролировать трансфертное ценообразование, согласен партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин.

Письмами Минфина проблему не решить, она в самом законе, считает Костальгин. Формально Налоговый кодекс разрешает проверять рыночность цен любых сделок, если удастся выявить манипулирование ценами или доказать необоснованную налоговую выгоду. Контролируемые сделки – те, по которым компании должны направлять уведомления в ФНС, запрета на проверку цен любых сделок нет. В 2012 г. ограничили контроль, введя ценовые лимиты, но государство не готово разрешить уклоняться от налогов через манипулирование ценами при сделках до 1 млрд руб. Без четких правил ФНС сейчас ссылается на необходимость применения методов трансфертного ценообразования, когда выгодно, а когда нет – на абстрактное искажение цены. Сейчас подобных судебных дел уже около двух десятков (от 1 млн до 200 млн руб.).

Ранее суды были на стороне компаний, говорят юристы, но есть и решения в пользу ФНС. В основном дела касаются договоров беспроцентного займа с взаимозависимым лицом (см. врез), напоминает Виктория Барсукова из «Щекин и партнеры». Судьи не всегда принимают сторону компаний, ссылаясь на то, что сделки не относятся к контролируемым. Местные инспекции действительно часто приходят с запросом о ценах, ссылаясь на Налоговый кодекс, в нем нет никаких ориентиров, говорит сотрудник металлургической компании. Они запрашивают материалы и по контролируемым, и по неконтролируемым сделкам, в каждой взаимозависимой сделке пытаются найти налоговую выгоду, продолжает он. Приходится предоставлять дополнительные документы по сделкам, а это издержки, говорит сотрудник крупной компании, иногда сделки даже приходится оспаривать в судах.