ФАС переключает крупные госзакупки на центральный аппарат
Он проследит за жалобами при закупках на сумму более 1 млрд рублейФедеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет усилить контроль за госзакупками на сумму более 1 млрд руб. Опубликованный на портале regulation.gov.ru проект приказа обязывает территориальные управления передавать центральному аппарату обращения о согласовании заключения таких контрактов с единственным поставщиком. Предложено усилить контроль центрального аппарата и за внеплановыми проверками закупок на сумму больше 100 млн руб.
Счетная палата оценивала в 1,4 трлн руб. стоимость сомнительных закупок государства, муниципалитетов и госкомпаний в 2014 г. из 23 трлн руб., т. е. каждый 15-й рубль тратился с нарушениями. Но решение ФАС связано не с нарушениями при госзакупках, говорит сотрудник службы: общий тренд – передавать на федеральный уровень наиболее крупные и сложные дела.
Качество работы территориальных УФАС на порядок ниже центрального, говорит управляющий партнер юрфирмы KK&P Максим Кульков: их решения даже противоречат друг другу. Например, при строительстве крупного мусороперерабатывающего завода инвестор согласовал покупку акций с ФАС, но при строительстве территориальное управление посчитало, что согласие было выдано неправильно. Обжаловать решение территориального УФАС не удалось, признает Кульков. Часто территориальные УФАС выносят совершенно разные решения по одному вопросу, рассказывает Екатерина Леоненкова из «Яковлев и партнеры», соглашения между банками и страховыми компаниями кто-то квалифицировал как антиконкурентные, кто-то – как осуществление согласованных действий.
Единой практики в системе ФАС нет, согласен партнер Goltsblat BLP Николай Вознесенский, но решения территориальных УФАС удается отменить. Например, Татарстанское УФАС подозревало торговые сети, продающие электронную бытовую технику, в нарушениях, но методика доказывания не соответствовала правилам центрального аппарата, вспоминает Вознесенский, решение было отменено судом третьей инстанции.
Практика центрального аппарата и территориальных управлений иногда существенно различается, признавал сам руководитель ФАС Игорь Артемьев: за всеми регионами не уследишь – на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке, на севере разные проблемы.
Статистика показывает, что практика ФАС действительно отличается от практики территориальных управлений, пишет старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков, среди дел центрального аппарата преобладают относительно более сложные, по которым грозит более высокий средний штраф (59 млн против 5 млн руб.), и рассматриваются они судами намного дольше. По подсчетам Новикова, 94% из всех обжалованных решений были вынесены территориальными УФАС.