Один из регионов России уже допустил дефолт

Standard & Poor’s считает, что на помощь из центра рассчитывать не стоит
Участники рынка и чиновники часто утверждают, что дефолты регионов маловероятны, так как в любом случае им придет на помощь федеральный центр
Участники рынка и чиновники часто утверждают, что дефолты регионов маловероятны, так как в любом случае им придет на помощь федеральный центр / Д. Абрамов / Ведомости

Участники рынка и чиновники часто утверждают, что дефолты регионов мало вероятны, так как в любом случае им придет на помощь федеральный центр. Но дефолты не то что возможны, а уже происходят», – пугают в докладе аналитики Standard & Poor’s (S&P). Вопрос – как трактовать термин «дефолт» и оценивать помощь центра.

Во-первых, не все дефолты публичны. В I квартале, как минимум, один регион, не имеющий рейтингов S&P, допустил просрочку выплаты по банковскому кредиту, делятся аналитики агентства, не называя региона. Во-вторых, известны случаи, когда региону удалось избежать дефолта, надавив на кредитора: банк пролонгировал кредиты по ставке ниже текущей рыночной. А это по классификации S&P трактуется либо как «предложение об обмене бумаг в стрессовых условиях», либо как эквивалент дефолта. В-третьих, некоторые регионы отзывают выданные ранее гарантии до срока их истечения.

Участники рынка и чиновники часто утверждают, что дефолты регионов маловероятны, так как в любом случае им придет на помощь федеральный центр

На помощь центра рассчитывать не стоит. Сумма трансфертов и кредитов внушительна (3% ВВП ежегодно), но она не идет напрямую на рефинансирование, а даже когда идет – часто несвоевременна, а критерии распределения средств труднопредсказуемы, считают аналитики. Томская область в 2009 г., когда доступ на финансовые рынки был закрыт, так и не дождалась бюджетных кредитов на рефинансирование банковского кредита, а дефолта избежала с помощью экстраординарных мер; Московская область, допустившая неисполнение оферты по облигациям одного из предприятий, дождалась – но уже после дефолта и понижения рейтинга. В прошлом году Минфин ввел условие получения кредита – регион должен ␣заключить соглашение о снижении дефицита и долга; в итоге нуждающиеся регионы получили помощь поздно, ее прежде получили сильные регионы Москва и Санкт-Петербург.

И риск дефолтов, на взгляд агентства, вырос за последнее время: замедление роста прибыли и номинальных доходов населения ударит по налогу на прибыль и НДФЛ, основе регионального благосостояния. Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики с этим согласна: бюджетных кредитов недостаточно. На погашение банковских кредитов выделили 310 млрд руб. – хватит только на обслуживание процентов в этом году. И хотя в I квартале налог на прибыль вырос, дальше спад экономики ударит по налогу, считает она.

Давно уже пора возвращаться к бюджетному федерализму – Минфин не должен отделять бюджеты регионов от федерального, как он делает сейчас, соглашается один из губернаторов. Когда у страны низкий долг, а у регионов громадная долговая нагрузка и у подавляющего числа дефицит бюджета – это уже системная проблема, подчеркивает губернатор. Доходы ограничены, а полномочия постоянно растут через передачу или разграничение полномочий, объясняет он.