Чиновники не хотят развивать конкуренцию

Они не справились даже с отчетными докладами для ФАС, констатировали эксперты
Правительству нужно понять, что такое конкуренция
Правительству нужно понять, что такое конкуренция / М. Стулов / Ведомости

У министерств и ведомств нет системного подхода к развитию конкуренции, многие даже не могут понять, что от них требуется. К такому выводу пришел экспертный совет при правительстве, проанализировав материалы ведомств, подготовленные для доклада ФАС о конкуренции в 2014 г.

Подготовить материалы о состоянии конкуренции в отраслях ведомствам поручал первый вице-премьер Игорь Шувалов, а ФАС должна свести их в единый доклад. Шувалов давно пытается сделать конкуренцию приоритетом для ведомств. Это должен быть один из критериев оценки эффективности работы министерств, предлагал министр по связям с открытым правительством Михаил Абызов.

Министерства должны были указать барьеры на рынке, описать примеры конкретных действий и достигнутые результаты, а также планы на будущее. Но качество представленных материалов эксперты оценили в основном как удовлетворительное и низкое. Ни одно ведомство не представило исчерпывающую информацию, указывают эксперты. За исключением нескольких докладов в материалах нет информации о планируемых мерах, не предложены изменения в законодательство, нет оценки тех возможностей, которые приобретают потребители в результате развития конкуренции.

Доклады лишь трех министерств на общем фоне оказались высокого качества, пишут эксперты (см. таблицу). Так, у Минэнерго краткая, но зато «конкретная» оценка конкуренции на рынке энергетики. Минэкономразвития анализирует системные меры, но не говорит о своих следующих шагах. Минпромторг, Минсельхоз, Минтруд, Минкомсвязи, Минкультуры вообще не представили доклады. Их представители не ответили вчера вечером на запросы «Ведомостей».

Правительству нужно понять, что такое конкуренция

Нельзя сказать, что министерства совсем не уделяют внимания конкуренции, говорит начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич, но им надо научиться учитывать ее в своих стратегиях и внедрять конкурентные подходы – в первую очередь снижать барьеры для входа на рынок. Если есть задача снизить стоимость авиаперелетов – надо не регулировать стоимость авиакеросина, а расширить круг продавцов авиакеросина в конкретном аэропорту, приводит он пример.

Развитие конкуренции не приоритет для отраслевых ведомств, во многом скорее антиприоритет, объясняет научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. Ведомство отождествляет себя с отраслью и ее крупнейшими игроками, защищает их – в том числе от конкуренции, рассуждает Новиков: например, открытие рынка для иностранцев развивает конкуренцию, но может ударить по предприятиям и привести к спаду в отрасли, а это удар по курирующему министерству.

Сушкевич признает проблему: «Это называется «захват регулятора» – когда он под полным контролем регулируемых». И проблему может решить только само правительство – иногда радикально, полной ликвидацией ведомства, как было с Росстрахнадзором, напоминает чиновник. Но влиятельных контролируемых компаний много, замечает другой чиновник: к примеру, влияние «Газпрома» и «Роснефти» сопоставимо с влиянием Минэнерго.