Кредитование в Китае рухнуло в апреле
Смягчение монетарной политики пока не помогает, нужно менять модель экономического ростаКредитование в Китае внезапно замедлилось: в апреле сумма новых кредитов сократилась на 40% по сравнению с мартом, следует из данных Народного банка Китая (см. график). Итоги апреля оказались значительно хуже, чем ожидали аналитики: экономисты, опрошенные Bloomberg и Reuters, прогнозировали снижение лишь на 23%. Сократилась и общая сумма кредитов – на 11,1% до 1,05 трлн юаней. Темпы роста выручки замедлились, а количество плохих кредитов растет, констатирует Reuters: поэтому банки, несмотря на призывы регулятора, все менее охотно наращивают кредитный портфель.
Кредитное сжатие затруднит борьбу с замедлением экономического роста. Чтобы поддержать экономику, Народный банк Китая в воскресенье уже третий раз за полгода снизил ключевую ставку: сейчас она составляет 5,1% против 6% в ноябре. Регулятор также объявил новую программу стимулирования: банки Китая должны будут выкупить муниципальные облигации на 1 трлн юаней, или $160 млрд, а под залог этих бумаг они смогут получить займы в Центробанке Китая.
Нужно более агрессивное смягчение, считает Кевин Лай из Daiwa Capital Markets, иначе риски дефляции в ближайшие 12 месяцев продолжат усиливаться (его слова по Reuters). В прошлом году темпы роста экономики Китая замедлились до 7,4% с 7,7% в 2013 г. Одна из основных причин торможения – сокращение инвестиций в жилищное строительство и снижение цен на недвижимость в 70 крупнейших городах (в начале 2015 г. – на 5%), говорится в апрельском докладе Международного валютного фонда (МВФ). Из-за спада в жилищном секторе темпы прироста ВВП Китая в 2015 и 2016 гг. опустятся до 6,8 и 6,3% соответственно, прогнозируют в МВФ. Замедление связано и со снижением экспорта, пишет FT: в марте экспорт рухнул на 15% в годовом выражении, а в апреле – на 6,4%.
Другое ограничение роста – инвестиции. В прошлом году они достигли 47,7% ВВП, указывают аналитики KPMG: это создает избыточные мощности и препятствует росту потребления. Внутренний спрос остается слабым, отмечают во Всемирном банке: в 2013 г. потребительские расходы китайских домохозяйств составили лишь 34,1% ВВП страны против 68% ВВП в США.
Одновременно прекратился рост численности трудоспособного населения. Это стало следствием политики «одна семья – один ребенок», констатируют эксперты Всемирного банка: в 2000-е гг. трудоспособное население росло в среднем на 1,5% в год, а уже в 2012 г. его численность выросла лишь на 0,4%, по итогам 2015 г. рост опустится до нуля. Будет ослабевать и преимущество в виде дешевой рабочей силы, мигрирующей из деревни в город, подчеркивают специалисты МВФ: по их расчетам, этот ресурс будет исчерпан к 2025 г.