Всемирный банк: в 2015 году Казахстан ждет снижение темпов роста до 1,3% ВВП

Подстегнуть рост может только девальвация, считают аналитики Bank of America Merrill Lynch
Чтобы избежать рецессии, Казахстан должен провести девальвацию тенге
Чтобы избежать рецессии, Казахстан должен провести девальвацию тенге / Reuters

Всемирный банк (ВБ) ухудшил прогноз роста экономики Казахстана в 2015 г. c 1,8 до 1,3%. Изменена и оценка на 2016 и 2017 гг.: в январе ВБ ожидал роста на 3,2 и 4,7% соответственно, теперь – 2,8 и 3,9%.

В 2014 г. рост экономики Казахстана замедлился до 4,3% с 6% в 2013 г. Падение цен на нефть подорвало доверие инвесторов к устойчивости экономики Казахстана, пишет ВБ: в 2014 г. рост инвестиций замедлился до 2% с 6,2% в 2013 г. Из-за торможения экономики России и Китая снизился экспорт металлов и металлургической продукции. По оценкам МВФ, на долю России приходится около 8% казахстанского экспорта и около трети – импорта. Снижение темпов роста российской экономики на 1 п. п. приводит к снижению темпов прироста ВВП Казахстана на 0,1–0,2 п. п., подсчитали в МВФ.

Чтобы избежать рецессии, Казахстан должен провести девальвацию тенге, пишут аналитики Bank of America (BofA) Merrill Lynch. 11 февраля 2014 г. тенге был девальвирован по отношению к доллару на 19%.

Чтобы избежать рецессии, Казахстан должен провести девальвацию тенге

С тех пор на поддержку тенге национальный банк потратил $18 млрд, подсчитали в BofA, курс остался неизменным вопреки снижению цен на нефть и ухудшению условий торговли с Россией из-за девальвации рубля. Но реальный курс тенге переоценен, правительству придется снизить номинальный курс на 30%, считают аналитики BofA. Нацбанк пойдет на плавную девальвацию, если среднегодовая цена на нефть будет ниже $50/барр., заявлял в феврале председатель ЦБ Казахстана Карат Кейлимбетов (цитата по «РИА Новости»). Сейчас курс тенге к доллару находится почти на той же отметке (185,8/$), что и год назад (182,01/$).

В январе председатель Национальной палаты предпринимателей Казахстана Аблай Мырзахметов потребовал защитить бизнес от падения российского рубля, но правительство пока ограничивается пакетом стимулирующих мер. Две программы были запущены еще в 2014 г. – на $5,5 млрд и $14 млрд. Господдержка не решает проблему кредитного сжатия, отмечает Владимир Осаковский из BofA, подстегнуть рост может только девальвация. Фискальное стимулирование остановить торможение экономики также не смогло, соглашаются аналитики ВБ. Оживить экономику Казахстана может восстановление роста в России, пишут эксперты Азиатского банка развития.