Ротенберг и Газпромбанк получат дешевые деньги ЦБ
Чиновники согласились дополнительно поддержать систему взимания платы с грузовиковГазпромбанк получит поддержку для системы взимания платы с грузовиков массой свыше 12 т. Заявку банка одобрила межведомственная комиссия, которая отбирает проекты, сообщил «Ведомостям» замминистра экономического развития Николай Подгузов.
Эту систему должна создать и обслуживать компания «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС) – совместное предприятие сына Аркадия Ротенберга Игоря и инвестфонда «РТ-инвест» (25,01% у «Ростеха»). Финансировать проект будет Газпромбанк: он предоставит РТИТС 27 млрд руб. Ставку банк не раскрывал – она может меняться «в зависимости от рыночных условий и с учетом существующих программ поддержки от государства», говорилось в совместном пресс-релизе. Тогда же зампред правления Газпромбанка Алексей Матвеев объявил, что банк подал заявку на участие в программе поддержки проектного финансирования и просит около 20 млрд руб. Это максимальный лимит программы на один проект.
Во вторник вечером заявка банка рассматривалась на очередном заседании межведомственной комиссии, которая отбирает проекты для этой программы. Еще в среду вечером решения не было, сообщал представитель Минэкономразвития в ответ на запрос «Ведомостей». Итоги предыдущих двух заседаний, где отбирались проекты, Минэкономразвития оглашало на следующий же день. На этот раз вокруг системы взимания платы с тяжелых грузовиков разгорелся спор, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и сотрудник одной из компаний, задействованных в проекте. Есть мнение, что проект, который и так будет в рассрочку оплачен из бюджета, в дополнительной поддержке не нуждается, говорят собеседники «Ведомостей». По словам одного из них, против на заседании выступил министр экономического развития Алексей Улюкаев (он возглавляет комиссию). Представитель Минэкономразвития это не прокомментировал. Подгузов спор вокруг проекта также не комментирует.
Участие в программе позволит Газпромбанку получить льготное рефинансирование в ЦБ по ставке 9%, чтобы финансировать проект на приемлемых для его финансовой модели условиях. По правилам программы ЦБ ставка для конечного заемщика не должна превысить 11,5% годовых. Правда, под льготное рефинансирование попадает не весь кредит, о котором договорились Газпромбанк и РТИТС, – около 20 млрд руб. из 27 млрд.
По условиям концессионного соглашения государство не будет инвестировать на этапе создания системы – найти все деньги должна РТИТС. Но когда система заработает, Росавтодор будет выплачивать РТИТС по 10,6 млрд руб. ежегодно, чтобы обеспечить концессионеру возврат инвестиций и покрыть расходы на эксплуатацию. Зато все собранные с фур средства РТИТС будет перечислять в федеральный дорожный фонд, прогноз поступлений – около 50 млрд руб. в год. Раз проект будет пополнять бюджет, было бы целесообразно его поддержать, рассуждал чиновник, курирующий инфраструктуру. Без программы условия банка были неподъемными для концессионера, рассказывали сотрудники компаний, участвовавших в переговорах о финансировании. Представитель Газпромбанка на запрос не ответил.
Если бы межведомственная комиссия все-таки не поддержала проект, РТИТС могла бы попросить увеличить плату концедента, замечает федеральный чиновник. Сделать это было бы непросто: такие изменения нужно согласовывать с правительством. Финансирование проекта уже идет, подчеркивает представитель РТИТС: «финансовое закрытие» состоялось в марте. РТИТС решит, обращаться ли к Росавтодору с вопросом о повышении платы, когда станет известно окончательное решение межведомственной комиссии, говорит он.
Улучшить ситуацию для концессионера также могло бы снижение ключевой ставки, замечает сотрудник одной из компаний, участвующих в реализации проекта. В четверг состоится заседание совета директоров ЦБ. Экономисты, опрошенные Bloomberg, ожидают, что ЦБ снизит ставку как минимум до 13% c 14%. Многие аналитики ожидают более существенного снижения – на 150–200 б. п.
Помимо ключевой ставки, на стоимость и доступность финансирования для инфраструктурных проектов влияет и аппетит банков к рискам, замечает партнер EY Александр Ерофеев: особенно в нынешних условиях – с учетом инфляции и колебаний курса. Какой бы ни была ключевая ставка, ситуация вряд ли вернется к докризисной, когда ставки для инфраструктурных проектов были на уровне 12–13%, продолжает он. С другой стороны, каждый проект индивидуален, напоминает Ерофеев: например, государство может определять уровень доходности для концессионера и при высоких ставках – регулируя, какую часть поступлений от проекта направить на платежи инвестору.