Россия пока не решила, стоит ли ограничить ввоз товаров через зеленый коридор

У партнеров по Евразийскому союзу квоты по числу товаров уже есть
России предстоит как-то учесть куда более жесткие таможенные правила партнеров по Евразийскому экономическому союзу
России предстоит как-то учесть куда более жесткие таможенные правила партнеров по Евразийскому экономическому союзу / Петр Ковалев / Photoxpress

На прошлой неделе экспертная группа при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) обсуждала правила ввоза товаров личного пользования в новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Вопрос в критериях, по которым ввозимое относится к товарам личного пользования, и в количественных квотах для отдельных наименований.

Говорить о решениях рано, осторожен представитель ЕЭК: в проекте Таможенного кодекса ЕАЭС (должен быть принят к 2016 г. – «Ведомости») заложена только возможность ввести общий порядок, сейчас это компетенция национальных таможенных служб, напоминает представитель ЕЭК.

Позиция таможен России, Белоруссии и Казахстана оказалась единой: квоты необходимы, Белоруссия и Казахстан уже ввели их у себя. Позицию таможенной службы Армении, нового члена ЕАЭС, вчера выяснить не удалось.

На три страны сейчас действуют единые ограничения только по стоимости и весу (но для алкоголя и табака – количественные): авиапассажиры могут ввозить без пошлин и деклараций на 10 000 евро, остальные – на 1500 евро; вес – не больше 50 кг. Эти правила установлены соглашением России, Белоруссии и Казахстана, но таможня каждой страны может сама определять, что именно считать личными, т. е. не для продажи, покупками.

Российская таможня давно предлагает указать максимальное количество товара одного наименования, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники, чтобы избежать конфликтных и потенциально коррупционных ситуаций в пунктах пропуска. С одной стороны, порог в 10 000 евро очень высок, в большинстве стран он значительно ниже, замечает федеральный чиновник, участвующий в обсуждении, с другой стороны, количественные ограничения на личные покупки – вопрос не только таможенный, но и социальный. Пока переговоры на предварительной стадии, резюмирует он: «Определяются страновые приоритеты».

В Белоруссии с марта этого года действуют ограничения для электроники и бытовой техники, а также автомобильных шин: беспошлинно можно ввезти одно устройство раз в три года или один комплект шин раз в два года.

Нормы беспошлинного ввоза товаров личного пользования на территорию ЕАЭС подлежат пересмотру в сторону уменьшения: необходимо защитить национальные экономические интересы и следовать мировой практике, сообщил зампред таможенного комитета Белоруссии Владимир Орловский. Обсуждение в ЕЭК он не стал комментировать.

Казахстанский минфин с мая установил квоты для 16 категорий. Если вещи одного и того же наименования (а для одежды еще и одного размера и фасона), то беспошлинно можно будет ввезти два предмета одежды, две пары обуви, одно изделие из меха и кожи, три изделия парфюмерии или косметики, пять ювелирных украшений, два мобильных телефона, ноутбука или планшета, один велосипед или коляску и 10 кг продуктов питания. Но Казахстан считает, что порядок перемещения товаров для личного пользования надо регулировать на уровне национального законодательства, такой позиции страна и будет придерживаться при обсуждениях в ЕЭК, говорится в ответе комитета госдоходов минфина страны на запрос «Ведомостей».

Если правила ввоза ужесточат, прежде всего это скажется на бизнесе небольших серых продавцов, для которых физические лица везут товары на перепродажу, замечает представитель «Связного» Мария Заикина: сотни интернет-магазинов продают гаджеты, ввезенные в страну неофициально, а это риски для потребителей. Если серых игроков благодаря новому регулированию станет меньше – это позитивно повлияет и на рынок в целом, и на качество товаров и услуг, заключает Заикина.

«Мы заинтересованы в обелении и легализации рынка», – солидарен с ней исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин: официальные импортеры страдают от тех, кто незаконно ввозит товар и не платит налоги.

Зарубежные покупки одежды и обуви – всего 11% продаж внутри страны, говорит гендиректор Y-consulting Дарья Ядерная: ограничения для физических лиц вряд ли как-то повлияют на ситуацию, когда порог вырос с 5000 до 10 000 евро, импорт не изменился.

В идеале в интеграционном объединении любой вопрос об импорте должен регулироваться на наднациональном уровне, замечает Александр Кнобель из Института Гайдара. Вопрос ввоза товаров личного пользования – мелкий и непринципиальный, поэтому его и следовало бы постараться согласовать на уровне ЕАЭС, рассуждает Кнобель: экономический эффект минимальный, зато можно говорить об успехе евразийской интеграции. Но если и устанавливать единые правила, лучше выбрать наиболее либеральные из имеющихся, считает Кнобель.