Даже слабая гривна и эффект низкой базы не стимулируют рост украинской экономики

Единственной надеждой остается сельскохозяйственное производство, считают аналитики
Металлы больше не являются основной статьей украинского экспорта, ведущая роль теперь принадлежит сельхозпродукции
Металлы больше не являются основной статьей украинского экспорта, ведущая роль теперь принадлежит сельхозпродукции / Efrem Lukatsky / AP

Металлы больше не являются основной статьей украинского экспорта, ведущая роль теперь принадлежит сельхозпродукции, говорится в обзоре «Сбербанк CIB». Изменения в структуре экспорта – результат промышленного спада. По итогам первых двух месяцев 2015 г. он составил 21,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а сельскохозяйственного производства – 3,6%.

В зоне конфликта – Донецке и Луганске – промышленность рухнула в январе – феврале на 54,3 и 88% соответственно (данные Международного фонда Блейзера). Промышленный спад был отмечен и в городах, не охваченных войной, – Одессе (16%), Николаеве (18,6%) и Харькове (18,1%).

Добиться экономического роста Украина сможет только в случае восстановления промышленного производства во всех регионах, пишут аналитики «Сбербанк CIB». Но этому может помешать слабый внешний спрос, предупреждают они: в 2014 г. экспорт по темпам падения опередил промышленное производство (см. график). Росту экспорта не помогает и снижение курса гривны, которая с 2009 г. в реальном выражении ослабла на 100%. Слабый спрос и внутри страны: розничная торговля в январе – феврале 2015 г. упала на 21,2% в годовом сравнении, говорится в обзоре «Сбербанк CIB».

Металлы больше не являются основной статьей украинского экспорта, ведущая роль теперь принадлежит сельхозпродукции

Обеспечить долгосрочный рост экономики Украины невозможно без независимого суда и эффективной бюрократии, которая не препятствует работе бизнеса, считает Сергей Алексашенко из Брукингского института, росту может способствовать экспорт сельского хозяйства и оборонного машиностроения, а также снижение энергоемкости экономики. За счет спада в аграрном секторе на Украине появилось множество земель, не обрабатывавшихся длительное время, они могут стать основой для экологического сельского хозяйства, считает Илона Сологуб из Киевской школы экономики. Кроме того, в результате девальвации гривны стоимость труда на Украине в 2–3 раза ниже, чем в государствах Восточной Европы, подчеркивает она: страна может стать «сборочным цехом», каким в начале 1990-х были Польша и Чехия.

По прогнозу МВФ, в 2015 г. экономика Украины упадет на 5,5%, а в 2016 г. вырастет на 2%. Это возможно, если не произойдет эскалации конфликта на Востоке Украины, согласна Анна Еленкович из S&P. Если Украина выполнит условия программы МВФ, она сможет получить помощь для стабилизации курса гривны и улучшения ситуации в финансовом секторе, включая рекапитализацию банковской системы. В апреле S&P включило Украину в группу стран с наибольшими рисками в банковском секторе.

Эффект низкой базы может обеспечить рост ВВП, считает Сологуб: после падения на 14,8% в 2009 г., на 6,8% в 2014 г. и на 5,5% в 2015 г. рост на 2% будет означать для украинской экономики возвращение к уровню ВВП 2004 г.

Делать точные прогнозы на 2016 г. невозможно, полагает Андерс Ослунд из Института международной экономики Питерсона. В случае успешного разрешения кризиса рост может существенно превысить первоначальные ожидания, считает он: в декабре 1998 г. МВФ прогнозировал, что в 1999 г. российская экономика упадет на 8,9%, но в итоге рост составил 6,4%.