Инфляция в марте, возможно, достигла пика

Вскоре она может начать снижаться, ожидают экономисты: эффект девальвации сходит на нет
Сокращение спроса и рост безработицы должны уравновесить эффект девальвации рубля
Сокращение спроса и рост безработицы должны уравновесить эффект девальвации рубля / ТАСС

«Пик [инфляции] практически прошли», – говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев в конце марта, комментируя недельную динамику роста цен (цитата по ТАСС). Темпы роста цен в годовом выражении – март 2015 г. к марту 2014 г. – достигли 16,9%, это рекорд с 2002 г. Зато помесячная инфляция замедлилась почти вдвое: с 2,2% в феврале до 1,2% в марте. Такое замедление роста цен может свидетельствовать «о начале позитивной динамики инфляции», надеется аналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова.

Главная причина – начнет сходить на нет влияние девальвации рубля, объясняют аналитики в отчетах, изученных «Ведомостями». Одновременно начал замедляться рост цен на продовольствие, в первую очередь – на фрукты и овощи: с февральских 43,5% (год к году) до 38% в марте.

В марте инфляцию разогнали не продукты, а непродовольственные товары (одежда и обувь, товары для дома, мебель) и услуги, цены на которые меняются медленнее и реагируют на курс рубля с опозданием, пишет Помельникова. Наибольший вклад в инфляцию внесли одежда и обувь, подсчитали аналитики «ВТБ капитала», но, поскольку это догоняющий рост, ждать новой волны подорожания вряд ли стоит. Рост цен на электронику и бытовые приборы уже замедлился с 2,2 до 0,9%, говорит Помельникова, а некоторые из них, например телевизоры, подешевели на 0,6%: ажиотажный спрос позади и цены начинают корректироваться.

Судя по марту, инфляционный эффект ослабления рубля оказался более быстрым, чем ожидалось, пишут аналитики «ВТБ капитала». И уже ослабевает, добавляет Помельникова. Общий вклад девальвации в рост цен на конец марта составляет 11–11,5 п. п., подсчитала Дарья Исакова из «Открытия».

Сокращение спроса и рост безработицы должны уравновесить эффект девальвации рубля

Эти 11 п. п. – вклад разовых факторов: девальвации и российского эмбарго на зарубежное продовольствие, говорил ранее министр финансов Антон Силуанов, значит, до конца года инфляцию реально удержать на уровне 11–12%. Официальный прогноз Минэкономразвития – 12,2%.

Укрепление рубля, сокращение потребительского спроса вместе с ростом безработицы будут сдерживать дальнейший рост цен и сбалансируют остающееся влияние инфляционного эффекта от ослабления рубля, ожидает Исакова. Замедление роста цен неизбежно, согласны ее коллеги, вопрос в сроках и масштабах.

При нынешней динамике курса рубля недельные темпы инфляции уже в ближайшее время могут опуститься ниже 0,2%, считают аналитики «ВТБ капитала», так что к концу апреля инфляция в годовом выражении может замедлиться до 16,6–16,8%. Пик ее может прийтись на II квартал 2015 г. и составить 17% в годовом выражении или даже больше, пишут их коллеги из банка ING. А значимое снижение инфляции начнется не раньше августа, считает Исакова, напоминая: с 1 июля повысят тарифы естественные монополии.

Основные неизвестные – курс рубля, темпы индексации зарплат и тарифов, а также политика расходования суверенных фондов, констатирует Исакова. Но у совета директоров ЦБ уже достаточно оснований для снижения ключевой ставки на ближайшем заседании, солидарны все экономисты. По их прогнозам, 30 апреля ставка снизится на 1 п. п. до 13%, а к концу года ЦБ постепенно доведет ее до 10%.