BofA Merrill Lynch: Казахстану придется девальвировать тенге на 30%

В противном случае экономику ждет рецессия, считают экономисты
С января по март 2014 г. среднемесячный курс тенге упал на 16,5%
С января по март 2014 г. среднемесячный курс тенге упал на 16,5% / D.Acker / Bloomberg

Реальный обменный курс тенге переоценен, Казахстану придется снизить номинальный курс на 30%, считают аналитики Bank of America (BofA) Merrill Lynch. Виной тому – девальвация рубля, приведшая к ухудшению условий торговли с Россией, и падение цен на нефть. По оценке банка, к концу года курс казахстанской валюты опустится до 250 тенге за доллар (сейчас –185,65 тенге). Но во избежание политической дестабилизации монетарные власти пойдут на девальвацию только после президентских выборов, которые назначены на 26 апреля, говорится в докладе.

С января по март 2014 г. среднемесячный курс тенге упал на 16,5% и с тех пор держится на одном уровне. За последний год Национальный банк Казахстана потратил $18 млрд на поддержку тенге, говорит Владимир Осаковский из BofA Merrill Lynch.

С января по март 2014 г. среднемесячный курс тенге упал на 16,5%

Казахстан – не единственная страна на постсоветском пространстве, столкнувшаяся с девальвацией. За год по апрель 2015 г. сильнее всего подешевели валюты Украины (82,9%), России (61,9%) и Белоруссии (54,4%). В феврале ЦБ Азербайджана понизил курс маната на 34,6%. С помощью одномоментной девальвации Азербайджан попытался предотвратить спекулятивное давление на манат, поясняет ведущий научный сотрудник РАНХиГС Павел Трунин. Повторить этот маневр НБ Казахстана вряд ли удастся, полагает Осаковский.

Вторая девальвация может подорвать доверие к политике фиксированного курса, проводимой Нацбанком, и не снизит девальвационные ожидания, отмечает Осаковский. А потому дальнейшее давление на валюту может заставить регулятора полностью перейти к политике плавающего курса, допускает он.

В 2012 и 2013 гг. экономика Казахстана выросла на 5 и 6% соответственно, в 2014 г. – на 4,3%. По оценкам BofA Merrill Lynch, в 2015 г. казахстанский ВВП вырастет на 1%. Из-за снижения доступности кредитов бизнес все чаще обращается за прямой поддержкой к правительству, подчеркивает Осаковский.

По оценкам BofA Merrill Lynch, в 2015 г. после трансферта из национального фонда дефицит республиканского бюджета составит 500 млрд тенге. Осаковский полагает, что покрывать его будут за счет займов.